На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


14.11.01

Михаил Членов о ближневосточном конфликте и будущем Израиля. Эксклюзивное интервью для IJC, продолжение.

Мы продолжаем беседу с Михаилом Анатольевичем Членовым - доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института этнографии и этнологии РАН, профессором Государственной Еврейской академии им. Маймонида в Москве, президентом ВААДа, членом Президиума Р Е Ка и членом Исполкома Всемирного Еврейского Конгресса.

На этот раз в центре нашего внимания - вопросы палестино-израильского конфликта, ближневосточного урегулирования и будущего государства Израиль.

Хотелось бы обратиться к палестино-израильской проблематике. Арафат в очередной раз пообещал провозгласить в самом ближайшем будущем независимое палестинское государство. Израильский премьер-министр А. Шарон впервые включил в свою мирную программу пункт о признании независимого государства. Как Вы считаете, готовы ли сейчас палестинцы и израильтяне к появлению подобного государства?

-- Ну, во-первых, могу сказать, что я не рассматриваю себя как эксперта в области ближневосточной политики. Мое личное мнение не как президента ВААДа, и не как члена Исполкома Всемирного Еврейского Конгресса, а просто как Михаила Членова заключается в том, что создание Палестинского государства желательно и неизбежно. Это мое личное мнение. Я высоко ценю Ословские мирные соглашения, и моя поддержка неоднократно вербализировалась в разных органах печати.

Есть целый ряд пунктов, которые лучше все-таки обозначить. Ситуация проживания двух народов на одной маленькой земле не может быть выстроена никакими иными способами, кроме как самоопределение двух народов. Идея, при которой Израиль будет управлять представителями другого народа, она может быть практически и осуществима на какой-то промежуток времени, но приведет либо к расколу Израиля, либо к очередной войне. Это первое. Второе, чисто практически. Речь идет о территориях, которые называются Западным берегом р. Иордан и полосой Газы, которые не являются частью Израиля. Ни одно израильское правительство никогда не пыталось аннексировать эти территории. Аннексировать предлагал только покойный Рехавам Зэеви, который развивал романтическую идею трансфера. Вот аннексируем, но хорошо было бы арабов оттуда каким-нибудь образом трансферировать. Но каким образом он не обозначал.

Ясно, что идея трансфера не реалистична. Насильственный трансфер будет чреват негативными последствиями для еврейского общества и вызовет негативную реакцию мирового сообщества. Почему нельзя аннексировать эти районы как было сделано с Голланскими высотами или Восточный Иерусалим? Потому, что аннексировав территории, то есть превратив их в часть Израиля, он тем самым должен предоставить гражданство тому населению, которое там живет.

То есть получается 3 млн. арабов. Это будет означать конец еврейского государства. В этом отдают себе отчет абсолютно все: и "ястребы" и "голуби", кто бы они ни были, к какому бы политическому лагерю они не относились.

Существовал целый ряд разных планов по разделу этих территорий, начиная с плана Игаля Аллона и кончая, на самом деле, планом Барака, который был предложен в Кэмп- Дэвиде в 2000 году. На сегодняшний день мы столкнулись с неготовностью палестинского руководства эти планы принять. Так или иначе оно себя проявило, и это привело к концу процесса Осло. Ариэль Шарон- опытный старый "ястреб". Каждый израильский "ястреб", который становится во главе израильского правительства, начинает внезапно себя вести как "голубь". И в этом есть весомая закономерность, это не случайно.

Дело в том, что лидеры правый партий приходили во власть на гребне требования толпы, а потом оказывались в ситуации, которую мы называем ситуацией реальной политики. И будучи людьми ответственными, опытными строили свои политику в соответствии с интересами еврейского народа, народа Израиля.

Оценивая последние мирные инициативы израильских политиков, я не думаю, что эти планы будут успешными, скорее всего нет. Сейчас не предвидится быстрого радикального решения этого конфликта. В конечном счете, это решение неизбежно. Я полагаю, что оно не может быть ни чем иным, кроме как той или иной формой провозглашения Палестинского государства. Интересы Израиля, безусловно, в том, чтобы это государство было во-первых, демилитаризировано. Это несомненно. А во-вторых, существует три основных проблемы: проблема поселений, проблема Иерусалима и проблема возвращения арабских беженцев. Проблема Иерусалима может быть решена. Надо просто проводить разницу между понятием Иерусалим как идеологическим и духовным понятием и Иерусалимом как муниципальным понятием.

На самом деле, сегодняшняя граница Иерусалима, как муниципалитета, проложена в 1967 году. Несколькими генералами, которые решили определенным образом скроить, включив туда бывший иорданский город Эль- Кудс, но как бы не полностью. Безусловно, изменение Иерусалима, его идеи как столицы еврейского народа не должно быть принято никоим образом, а вот корректировка муниципальных границ, скажем, включение Аббудиса или исключение Шуафата, которые на сегодняшний день практически являются частью Иерусалима, сугубо условно, в общем-то вполне реалистична.

Что касается Храмовой горы (этого идеологического понятия), то она на сегодняшний момент находится под суверенитетом вакфа, а не Палестинского государства. Если бы меня спросили израильские политики, то я бы, наверное, сказал, что сохранение ее под эгидой вакфа при автономии вакфа, то есть вакф, который не обязательно подчинен государству, это религиозный орган, а находится в некотором автономном состоянии( в религиозном управлении), себя бы, на мой взгляд, оправдало на протяжении последних лет. Вполне может оправдать и дальше. Это Иерусалим.

Теперь, что касается беженцев. Беженцев существует много. Они достаточно искусственно до сих пор поддерживаются. На мой взгляд, беженцы не имеют никаких оснований претендовать на поселения внутри Государства Израиль, особенно в его границах, которые отвела ему ООН.

К 1948 году не существовало такого понятия, как "палестинцы". Существовало понятие "арабы". И соответственно ООН не случайно приняла решение о создании еврейского государства и арабского государства, не палестинского. На протяжении последних 50-55-ти лет этот народ (палестинский) создался и создался во многом в результате ближневосточного конфликта. На сегодняшний день палестинский народ - это реальность, не считаться с которой нельзя. Говорить о том, что этих беженцев там (в Палестине) не было, что они пришли неоткуда, тоже не правильно. В большинстве своем, это потомки людей, которые действительно там жили. Но в данном случае, эта беженская масса более чем уравновешивается такой же беженской массой евреев из арабских стран, которые бросили там под угрозой жизни свое имущество, все, что они там имели, и сейчас они и их потомки живут на территории Израиля.

То есть, это как бы вещи, которые при наличии минимум доброй воли вполне могут быть достойным образом решены.

И, наконец, третья проблема, она мне кажется самой сложной, это проблема поселений. Сейчас на Западном берегу живет около 200 тысяч еврейских поселенцев. Эти поселения возникли в результате двух причин. Во-первых, в результате осмысления определенных исторических и религиозных прав у еврейского народа на территорию Иудеи и Самарии. А во-вторых, в результате политики ряда израильских правительств, прежде всего, начиная с прихода Ликуда к власти, который стимулировал создание этих поселений. В создании сыграли роль мотивы как идеологические, так и мотивы прагматические: там дешевле было строить… Это проблема очень серьезная и очень чреватая. Выход из нее я вижу только лишь на пути договоренностей об определенном разделе этих самых территорий. Там существуют некоторые участки Западного берега, так называемый Иерушалаим рабати (это район Ариэля и ближайшие к нему поселения, которые немножечко нависают над аэропортом Бен-Гурион, плюс отдельный статус Иорданской долины) на включение которых в будущее палестинское государство ни одно из израильских правительств не готово было согласиться. Я считаю, что эта позиция не верна, но тем не менее она чревата сворачиванием по крайней мере какой-то части поселений. Это будет огромнейшей травмой для израильского народа.

Каким Вы видите будущее Израиля?

Если говорить о том, каким я вижу будущее Израиля, скажем, через 100 лет… образцом является Греция. Греция маленькая страна, 10 млн. чел. Региональная страна в Восточном Средиземноморье. Не мусульманская, православная страна, но вместе с тем, с достаточно отчетливым культурным фоном - ближневосточным, левантийским: с резкой монополией церкви, сложными отношениями с национальными меньшинствами, трудными отношениями с соседями, напряженностью в обществе, глубокими уходящими в античность культурными корнями. Что-то в таком духе, я думаю, ожидает и Израиль. Конечно, по мере того, как будет сокращаться или прекращаться алия, что естественно по ряду причин, израильский "плавильный котел" будет работать больше и будет перерабатывать израильтян в духе ближневосточного сообщества.

Но, понятно, что существует угроза, того, что Израиль может развиваться по иранскому пути. В Израиле хватает общественных групп, которые видят будущее Израиля именно по иранскому пути. Все будет зависеть от того, как будут складываться внутренняя структура развития государства.

Беседовала спецкор сайта IJC Анна Кронштейн

InterJewish Club





сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Аннонсы материалов
© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100