?? ???????



Семен Вайншток: человек "семьи" или новый олигарх?

Президент акционерной компании "Транснефть" Семен Вайншток не растиражированная прессой фигура. Впрочем, как и сама компания, представляющая собой тихую естественную монополию. "Транснефть" редко напоминает о своем существовании обществу, но все нефтяники прекрасно осведомлены об особом влиянии транспортников на их отрасль. Последние события показывают, что кресло президента "Транснефти" не менее значимо, чем министерский портфель.

Биографическая справка

Президент акционерной компании "Транснефть" Семен Вайншток не растиражированная прессой фигура. Впрочем, как и сама компания, представляющая собой тихую естественную монополию. "Транснефть" редко напоминает о своем существовании обществу, но все нефтяники прекрасно осведомлены об особом влиянии транспортников на их отрасль. Последние события показывают, что кресло президента "Транснефти" не менее значимо, чем министерский портфель.

Семен Вайншток родился 5 октября 1947 года в Молдавской ССР. Окончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель, позже -аспирантуру Тюменского нефтегазового университета. Кандидат социологических наук. Автор ряда трудов по проблемам управления предприятий нефтегазового комплекса. Действительный член Академии горных наук, Международной академии информатизации и Академии технологических наук Российской Федерации.

В нефтяной промышленности работает с 1982 года. Занимал должности заместителя начальника НГДУ "Повхнефть", заместителя генерального директора ПО "Когалымнефтегаз" Главтюменнефтегаза Миннефтепрома СССР.

С 1988 года -заместитель генерального директора, а с 1993 - генеральный директор АООТ "Лукойл-Когалымнефтегаз".

В 1995-1999 годах - вице-президент ОАО "Лукойл" -генеральный директор 000 "Лукойл-Западная Сибирь".

В сентябре 1999 года избран президентом ОАО "АК "Транснефть".

Имеет государственные награды: медаль "За освоение недр и развитие нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири", медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Заслуженный работник Минтопэнерго России.

Представьте себе - Когалым

Как становились "нефтяными генералами"? Спросите любого из них, и в ответ услышите про вертолет, который привез дюжину смелых на гнилые берега западносибирского болота; про полжизни, проведенные в балке (ударение на первом слоге), где зимой спасу нет от холода, а летом - от болотного гнуса; про обязательную первую нефть и про дальнейшее строительство города-сада на все том же гнилом болоте. Даже делая скидку на обычную для человека возрастную привычку героизировать прожитое, получается, что жизнь у "генералов" в житейском плане была совсем нелегкая. И это чистая правда.

Облегчать житейские трудности сотрудникам градообразующих предприятий (а в Западной Сибири каждое нефтедобывающее предприятие - градообразующее) и прибыл в 1982 году с благословенной Украины Семен Михайлович Вайншток. Его нефтяная карьера началась для "генерала" довольно поздно - в 35 лет. До того он успел отслужить в армии, окончить техникум и Киевский инженерно-строительный институт, поработать на разных мебельных фабриках Молдавии и Украины. Последние перед переездом на Север восемь лет Вайншток служил в снабжении: был главным инженером Черновицкой торгово-заготовительной базы и замдиректора Черновицкой оптово-розничной конторы объединения "Укрстройматериалы". Что заставило его покинуть вполне хлебную по советским временам торгово-снабженческую должность: разнарядка ли вышестоящих органов, погоня ли за длинным рублем, размолвка ли с начальством, - то нам неведомо.

По приезде в Тюменскую область (в те времена пресловутые ХМАО и ЯНАО - ныне гордые доноры российского бюджета - существовали главным образом на бумаге, а всем огромным западносибирским нефтяным хозяйством рулил из областного центра могучий Главтюменнефтегаз) Вайншток стал заместителем начальника нефтегазодобывающего управления "Повхнефть".

Довольно длительное время вся работа Семена Михайловича была связана с социальными вопросами: строительством и эксплуатацией жилья и другого "соцкультбыта", рабочим снабжением и прочими нужными вещами, обходиться без которых героических строителей коммунизма не смогла научить даже советская власть. Производственники - бурильщики, транспортники, энергетики всегда были на первых ролях, а "завхозы" - всегда подальше: в соответствии с остаточным принципом финансирования объектов жилищно-коммунальной сферы.

Пройдя несколько должностей зама по кадрам и быту, в 1988 году Вайншток стал заместителем генерального директора по социальным вопросам объединения "Когалымнефтегаз". Генеральным директором в Когалыме, который только за три года до того получил статус города, был Вагит Алекперов, впоследствии ставший первым заместителем министра нефтяной промышленности СССР, а затем основателем и президентом компании "ЛУКойл". Ныне Когалым имеет репутацию столицы "ЛУКойла": 55-тысячный город на диво хорош и благоустроен для населенного пункта, расположенного в столь климатически неблагоприятном месте. Если не считать бюджетного образования, здравоохранения и органов правопорядка, то в городе одно предприятие - "Когалымнефтегаз". Все местное великолепие построено исключительно на деньги нефтяников и соответственно ими же. Как вы понимаете, в таких условиях "социальный зам" единственного предприятия значим никак не меньше, чем глава местного самоуправления. Выше него только генеральный директор, то есть "генерал".

И Вайншток в 1993 году становится им! Случай до того небывалый: не производственник, а "завхоз", не имеющий специального образования, возглавляет крупнейшее добывающее предприятие тогда уже АО "Нефтяная компания "ЛУКойл". Спустя два года он уже вице-президент "ЛУКойла", генеральный директор АО "ЛУКойл-Западная Сибирь", своеобразного добычного "лукойловского" главка, объединившего три предприятия в Лангепасе, Урае и Когалыме, по первым буквам в названиях которых и сложилось имя этой нефтяной компании.

Вайншток входит в совет директоров "ЛУКойла", небезосновательно считается одним из наиболее близких Алекперову людей и вдруг в августе прошлого года выходит на федеральный уровень, возглавив нефтяную естественную монополию - компанию "Транснефть".

Руководящие метаморфозы

До 1998 года "Транснефть" безраздельно возглавлялась Валерием Черняевым, человеком, чей высокий профессионализм и авторитет не подвергались сомнению. Ветеран нефтепроводной отрасли, он более двадцати лет руководил ею, начав еще с Главтранснефти - главка союзного Министерства нефтяной промышленности. При нем "Транснефть" в начале 90-х годов оформилась в нынешнем виде. Опыт и вес Черняева были таковы, что не всякий нефтяной "генерал" - представитель генерации по определению властной и жесткой - отваживался спорить с ним.

Причины отстранения Черняева были скорее политическими, нежели продиктованными деловой необходимостью. С одной стороны, Черняев был типичным представителем "красного" директорского корпуса, но провалов в деятельности компании под его руководством не было. Да, Валерий Давыдович ввел в руководство компании своего сына, который руководил дочерней структурой "Транснефти", занимавшейся антикоррозионной защитой трубопроводов. С кем не бывает?! Надо учитывать, что нефтепроводчики всегда были корпоративны и со стороны представлялись довольно закрытым цеховым сообществом - отсюда обилие отраслевых династий, которое при перемене политического климата всегда можно обозвать "семейственностью". С другой стороны, степень влияния "Транснефти" на нефтяные дела со временем возросла до такой степени, что наверху сочли слишком опасным иметь на посту главы компании нейтральную фигуру, обладающую серьезным весом в отрасли. Кроме того, актуальность "Транснефти", как всякой естественной монополии, возрастает в предвыборную пору: из непрозрачных государственных авуаров проще черпать деньги на поддержку нужного кандидата.

Примерно при таких обстоятельствах "Транснефть" получила руководителя нового типа - Дмитрия Савельева. Он не был чистым выдвиженцем со стороны: до "Транснефти" руководил нижегородской компанией "Норси-ойл", но с нефтепроводной отраслью соприкасался как любой нефтяник или нефтепереработчик постольку-поскольку. Впрочем, особого профессионализма от него и не требовалось: у Савельева было одно важное преимущество перед прочими возможными кандидатами на этот пост. Он был близким другом тогдашнего премьер-министра Сергея Кириенко, и с назначением Савельева нижегородская команда получила возможность контролировать еще одну ключевую должность в крупной государственной компании. Старая гвардия "Транснефти" была отодвинута от дел, причем Савельеву это начинание далось, видимо, непросто. Чем иначе объяснить расследование, начатое в отношении бывших руководителей "Транснефти" (самого Черняева и его зама Землянского), которым Савельев инкриминировал скупку акций у представителей трудового коллектива с последующей их передачей в офф-шорные фирмы, аффилированные с прежним руководством? История эта темная и весьма запутанная - впрочем, закончить ее Савельев не успел, так как был скоропостижно отставлен сам.

Вообще нижегородская команда, видным представителем которой был Савельев, покинула захваченные ею командные высоты с треском, редким даже для привыкшей к скандалам России. Борис Бревнов, поставленный во главе РАО "ЕЭС", неудачно слетал на корпоративном самолете по личным делам в Штаты - и был вынужден тихо уйти сам. Дмитрий Савельев был выдворен из "Транснефти" с очевидными нарушениями трудового законодательства и поначалу отказывался сдавать преемнику дела. Но силы были слишком неравны: и министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, и тогдашний куратор ТЭКа первый вице-премьер Николай Аксененко были едины в своей решимости убрать Савельева из "Транснефти".

Так под аккомпанемент циркулярной пилы, которой омоновцы распилили дверь в кабинет президента "Транснефти", в здании на Большой Полянке появился Семен Вайншток. Это случилось в августе прошлого года.

Роман с Романом?

Обстоятельства воцарения Вайнштока были таковы, что первое, чем пришлось заниматься новому президенту "Траснефти", - это объясниться и придать происшедшему некоторую видимость законности. Вайншток пришел в "Транснефть" из "ЛУКойла" - и стрелы негодования немедленно полетели в крупнейшую российскую нефтяную компанию, которая-де не остановится ни перед чем, чтобы посадить в нужное кресло своего человека. Но это был очень поверхностный взгляд.

Беспардонно отставленный Савельев молчать был не намерен и тут же выдал общественности страшную тайну: оказывается, Вайншток стал президентом "Транснефти" по протекции члена "семьи" и владельца "Сибнефти" Романа Абрамовича. В телеинтервью НТВ Савельев заявил, что накануне рейда ОМОНа в штаб-квартиру компании ему звонил Абрамович, требовал освободить помещение по-хорошему, угрожая в противном случае "надеть наручники и предоставить самые комфортабельные нары в Бутырке".

В пользу версии о "руке Абрамовича" говорило то обстоятельство, что новый президент "Транснефти" якобы немедленно принялся перераспределять квоты экспортной прокачки в пользу "Сибнефти". Вообще-то распределением квот ведает межведомственная комиссия, а "Транснефть" лишь выполняет ее указания. Механизм перераспределения квот описывался одним высокопоставленным нефтяником примерно так: "Когда решают добавить экспортные квоты, то всегда начинают с "Сургутнефтегаза". Надо добавить Богданову - за заслуги и образцовое поведение. Потом добавляют СП - за взятки. Потом добавляют транзита Казахстану, потому что их премьер сразу звонит нашему премьеру и очень просит. А уже после добавляют всем остальным российским компаниям. При этом, если кому-то дают больше других, мы поднимаем шум на весь мир". Как видите, механизм по-своему прозрачен. Вполне вероятно, что Абрамович обладает необходимым влиянием на все инстанции, через которые проходят подобные решения (Минтоп, ЦДУ "Нефть", соответствующий департамент правительства и прочие), но "Транснефть" в их ряду последняя.

Но вернемся к Вайнштоку. Не пускаясь в длительные объяснения, кому он обязан новым назначением, президент "Транснефти" дистанцировался от "ЛУКойла", заявив: "Вчера я работал в "ЛУКойле" и максимально возможным образом обеспечивал интересы "ЛУКойла". Все, что можно было сделать для компании, я сделал. Сегодня я работаю в "Транснефти", в которой 75% акций и 100% голосов принадлежат государству. Поэтому сегодня я государственный человек. Я работаю на благо государства и делаю это с не меньшей энергией и добросовестностью".

С точки зрения долгосрочной перспективы "Транснефть" является чрезвычайно притягательным объектом как для Абрамовича, так и для любого другого нефтяного олигарха. Речь идет об участии в возможной приватизации этой компании. Хотя сейчас "Транснефть" не числится в приватизационных планах правительства (когда-то власти хотели продать четверть пакета акций, находящегося в федеральной собственности, но неблагоприятная конъюнктура и неудача с приватизацией "Роснефти" в 1998 году заставили от этих планов отказаться), это не означает, что она не может попасть туда вновь. Говорят, что при Черняеве свои виды на будущее "Транснефти" имел ныне покойный Инкомбанк, который тогда обслуживал основные финансовые потоки компании.

Возможно, есть косвенные признаки, указывающие на то, что инициатором назначения Вайнштока в "Транснефть" был Абрамович. Впрочем, разница в возрасте, менталитете и послужном списке (Абрамович с 1995 года владеет "Сибнефтью", в то время как Вайншток до прошлого года находился в роли топ-менеджера Алекперова) этих двух людей не добавляет оснований этой версии. Но главное в другом: нынешнее руководство "Транснефти" не дает никаких явных поводов для подозрений в лоббировании интересов Абрамовича. При нешуточном соперничестве и пристальном взаимном пригляде за конкурентами в сегодняшнем крупном российском нефтяном бизнесе такое лоббирование слишком затруднительно. А некоторые последние события дают повод говорить о Вайнштоке, если не как о полностью самодостаточной фигуре, то по крайней мере как о заметном игроке новой команды. И эта команда со временем может оказаться его собственной.

Экспресс "Когалым - Москва"

Повод говорить о команде Вайнштока или вновь вспомнить о происках Абрамовича - кому как больше нравится - появился в мае этого года, когда министром энергетики в правительстве Михаила Касьянова был совершенно неожиданно назначен Александр Гаврин. Его предыдущая должность - мэр Когалыма (еще не забыли про "столицу" "ЛУКойла"?), а жизненный путь свидетельствует об этом: всем в этой жизни Гаврин обязан исключительно Вайнштоку.

Когда Вайншток трудился замом генерального в "Когалымнефтегазе" - Гаврин председательствовал в профсоюзном комитете предприятия. Когда Вайншток был назначен генеральным директором - Гаврин стал главой городской администрации. Когда Вайншток занял должность президента "Транснефти" - Гаврин получил министерский портфель.

Последнее на первый взгляд кажется нонсенсом. Получается, что протеже обогнал своего покровителя? Но нужно учесть два обстоятельства. Во-первых, нынешний Минэнерго не чета прежнему - даже при предыдущем министре Калюжном. Из министерства выводятся все распорядительные функции, и оно все больше напоминает статистическое учреждение. "Транснефть" же, напротив, усиливает свое влияние на дела отрасли, инициируя повышение тарифов за прокачку, строительство и последующую эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы. Во-вторых, министр легко и непринужденно "слетает" при любой косметической перетряске кабинета (или "назначается" президентом виновным за плохую подготовку к зиме), в то время как для смены президента "Транснефти" нужно хотя бы формальное решение собрания акционеров (на крайний случай - политическая воля и циркулярная пила).

А на минувшей неделе стало известно о назначении нового генерального директора госпредприятия "Зарубежнефть". Это не очень заметное, но очень значительное внешнеэкономическое объединение добывает ни много ни мало 12 млн тонн нефти в год, что делает его членом первой десятки российского ТЭКа, и является оператором совместного российско-вьетнамского СП "Вьетсовпетро" по добыче нефти на шельфе Южно-Китайского моря. Так вот, многолетнего генерального директора "Зарубежнефти" Олега Попова сменил Николай Токарев. До того работавший вице-президентом "Транснефти".

Так что если к вам, как в той рекламе, приехали родственники из Когалыма, то от них не надо прятаться. С ними надо дружить.

"Мы не альтруисты"

Назначение Семена Вайнштока президентом "Транснефти" сопровождалось грандиозным скандалом. Его предшественник Дмитрий Савельев требовал, чтобы оно было признано незаконным. В нефтяных кругах тем временем говорили, что Вайншток является креатурой нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", в которой он долгое время работал вице-президентом. Впоследствии выяснилось, что позиции Вайнштока и Савельева не столь уж различаются:и старый, и нынешний президент компании считают, что проекты

"Транснефти" должны финансироваться нефтяными компаниями. А с "ЛУКОЙЛом" Вайншток успел крупно поспорить по вопросу предоплаты за услуги "Транснефти". Свою позицию по этим и другим вопросам Семен Вайншток изложил в интервью "Ведомостям". - Ваше назначение президентом "Транснефти" связывали с лоббистскими усилиями НК "ЛУКОЙЛ", которая хотела навязать "Транснефти" своего человека.

Так почему Виктор Калюжный хотел, чтобы президентом "Транснефти" стали именно вы?

Я работал в "ЛУКОЙЛе" и максимально возможным образом обеспечивал интересы "ЛУКОЙЛа". Все, что можно было сделать для компании, я сделал. Сегодня я работаю в "Транснефти", в которой 75% акций и 100% голосов принадлежит государству. Поэтому сегодня я государственный человек. Я работаю на благо государства и делаю это с не меньшей энергией и добросовестностью. Мне сложно судить, чем конкретно руководствовался Калюжный, когда приглашал меня на эту работу. Простите за нескромность, но, наверное, результатами моей деятельности в Когалыме.

Почему "Транснефть" все еще не приступила к реализации одного из приоритетных с точки зрения государства проектов - Балтийской трубопроводной системы? Ведь в прошлом году на БТС собрали $100 млн, а Минтопэнерго определило порядок расходования этих средств.

Да, деньги есть. Однако существует целый ряд проблем, которые необходимо решить прежде, чем приступить к строительству. Первая и главная - мы обязаны провести тендер на право производства работ. К аналогичному мероприятию в Каспийском трубопроводном консорциуме готовились шесть лет. Мы уже завершили эту процедуру. Теперь дело за тем, чтобы строительные организации и другие подрядчики урегулировали свои отношения с банками. До тех пор пока гарантии состоятельности всех, кто будет участвовать в осуществлении проекта, не будут получены, заключать контракты мы не станем. После этого мы готовы будем приступить к строительству порта в Приморске. Надеюсь, это произойдет уже в первом квартале нынешнего года. Кроме того, вопрос о согласовании порядка расходования средств [собранных на строительство БТС. - "Ведомости"] был решен всего за три дня до Нового года.

Почему сначала предполагается строить порт?

- Строительство БТС рассматривалось как двухвариантная возможность выхода на Балтику. Первый вариант, самый легкий, - построить трубу до финского города Порвоо и качать нефть на нефтеперерабатывающий завод в этой же стране. Второй вариант - строительство порта в Приморске и линейной части трубопровода с продолжением его до Порвоо. Мы провели переговоры с финской компанией Fortum, на которых высказали твердую позицию:мы категорически против того, чтобы Россия из зависимости от Украины, Латвии и Литвы попала в зависимость от Финляндии. Наша цель - создать новый экспортный нефтяной маршрут, отвечающий государственным интересам России.

Сколько в окончательном варианте будет стоить строительство порта и прокладка "трубы"?

- Общая стоимость проекта составляет $460 млн.

- Где "Транснефть" предполагает изыскать оставшиеся $360 млн?

Мы готовим такие предложения в правительство. Однако до того, как они будут рассмотрены, я бы не стал конкретизировать схему дальнейшего привлечения средств.

- Прежнее руководство "Транснефти" рассчитывало получить на строительство БТС кредит ЕБРР. Ведутся ли в настоящее время такие переговоры?

ЕБРР относится к идее финансировать БТС прохладно, и ничего удивительного в этом нет. Российскую экономическую независимость никто за рубежом финансировать не собирается.

Если речь идет о возможности привлечения нефтяных компаний, то получат ли они долю в БТС и не будет ли это косвенной приватизацией трубопроводного транспорта?

- Мы настаиваем на передаче компаниям, вложившим средства в БТС, соответствующих долей. Речи о приватизации системы быть в принципе не может, поскольку это новое строительство.

Какая часть может быть распределена между компаниями?

Чтобы осуществить государственный контроль, достаточно 50% плюс одной акции. Столько и должно быть у "Транснефти", а остальное можно распределить между инвесторами.

А если в роли инвесторов выступят не компании, а, например, банки?

- Почему нет? Я же сказал "инвесторы", а это вовсе не обязательно нефтедобывающие компании.

Второй крупный проект "Транснефти" - трубопровод в обход Чечни. Как он строится?

- Хорошо строится. На сегодня мы проложили более 145 км. Осталось 2/3, но я бы так однозначно этого не мерил. Обстановка сейчас вполне благоприятствует нарастанию темпов строительства.

Правда ли, что согласно распоряжению Минтопэнерго расходы на строительство трубопровода будут оплачиваться по факту, т. е. все-таки будут включены в тариф?

Правда. Но не по решению министерства, а по закону. Мы потратим деньги, а затем предъявим счет тем компаниям, которые будут пользоваться трубой. Стоимость ее войдет в состав тарифа.

- Есть мнение, что если трубопровод в обход Чечни нужен государству, то он должен строиться за счет государства или "Транснефти".

Позицию нужно беречь. Желательно даже сдувать с нее пылинки. "Транснефть" - не собрание альтруистов. Это акционерное общество, призванное приносить прибыль государству. И трубопровод нужен для совершенно определенной цели. Вот мы и говорим компаниям:мы предоставляем вам возможность транспортировки нефти, и стоит эта услуга столько-то.

Но если расходы оплачиваются "по факту", то можно закапывать в Дагестане даже золотые трубы - все равно все будут оплачивать нефтяные компании?

Определенная логика в этом есть. Действительно, очень много отдано на порядочность "Транснефти". Но и мы, как известно, открыты. Если кто-то сумеет подобный проект построить дешевле, я сниму перед ним шляпу.

Почему стоимость этого проекта все время меняется? Сначала он оценивался в $300 млн, потом в $200 млн, а теперь уже всего в $150 млн.

Мы привлекли собственные строительные мощности, которым не даем особенно разбежаться, так как определили для них бесприбыльную схему. Это строительные подразделения "Транснефти" и ее дочерних организаций. Если хотите, мы их заставили работать в режиме наименьшего благоприятствия. Другой подрядчик на такие условия, конечно же, не согласился бы, но наши были вынуждены.

Почему в случае с БТС вы привлекаете инвесторов и даете им долю в проекте, а в случае с обходной трубой - нет?

В свое время нефтяным компаниям предлагался такой вариант - стать совладельцами трубопровода. Они сказали:нет, мы не будем это строить. В таком случае, говорю я, "Транснефть" построит трубу за ваши деньги, но вы уже не сможете стать ее совладельцами. Я - не больше, чем президент компании, обеспечивающей, я повторю, государственные интересы. И когда на весы ставятся такие интересы и интересы посторонние, мой выбор понятен. Поэтому теперь я уже никому ничего не предложу.

Будет ли в ближайшее время начато строительство трубопроводной ветки Суходольная - Родионовская в обход Украины?

Мы еще на "чеченской трубе" показали, что умеем делать все очень быстро. От принятия решения до выхода в поле прошли считанные дни. Так же, если потребуется, будет и с Суходольной - Родионовской. Но финансовое напряжение, которое мы будем сейчас испытывать с БТС и обходным трубопроводом, объективно помешает строительству Суходольной - Родионовской. Работать на три фронта сложно. Но я не считаю эту задачу невыполнимой. Вопрос - в политической воле правительства.

Недавно "Транснефть" заявила, что должна участвовать в проекте "ЮКОСа" по строительству нефтепровода в Китай. Но "Транснефти" не хватит денег на все сразу.

С "ЮКОСом" мы подписали соответствующие документы, в которых зафиксированы требования и замечания "Транснефти" относительно наших взаимоотношений и будущего совместного выхода на китайский рынок. Да, Китай - это направление "ЮКОСа". Мы предлагаем ему несколько шире взглянуть на ситуацию. Как, например, повлияет отвлечение 25 млн т легкой западносибирской нефти на восток? Каким образом это отразится на качестве нашей экспортной смеси и той нефти, которую мы будем поставлять на российские заводы? Ответы на эти вопросы должны предварять принятие решения о вложении капитала.

Возможно ли, что в этом проекте помимо "ЮКОСа" будут участвовать другие компании?

Решать будет Минтопэнерго. Но я не сомневаюсь, что другие компании будут привлекаться.

Недавно ФЭК фактически отклонила требования "Транснефти" по повышению тарифов на прокачку нефти. Будет ли "Транснефть" вносить новые предложения?

Будем. Причем не предложения, а требования. Во-первых, это связано с необходимостью проведения сложного и дорогостоящего комплекса мероприятий по повышению безопасности трубопроводного транспорта. Не дай бог, мы не выполним полностью всех технологических операций и произойдет где-нибудь авария, - проиграют все, в первую очередь нефтяные компании. Во-вторых, мы считаем, что удельный вес среднего тарифа за транспорт нефти в цене нефти может быть выше, чем сейчас. С февраля 1996 г. эта доля опустилась с 11,8% до 3,6% с учетом недавнего повышения тарифа. Мы не хотим заглядывать в чужие карманы. Но в некотором роде "Транснефь" тоже причастна к тому, что нефтяные компании в последнее время живут, я бы сказал, очень неплохо.

По данным ФЭК, в 1998 г. доля тарифов в доходах "Транснефти" составляла от 40 - 60%. Остальные доходы приносили финансовые операции. Не кажется ли вам, что при этом "Транснефть" запросто может обойтись без повышения тарифов?

Во-первых, так было два года назад. Во-вторых, если мы занимаемся несвойственным нам делом, мы нарушаем устав. Нарушать же мы ничего не будем. Торговля Сэто не мое дело. Тем более занятие спекулятивными операциями на рынке ценных бумаг. Риск, которому я мог бы подвергнуть "Транснефть", если бы этим занимался, много выше, чем то, что входит в круг моих непосредственных обязанностей. Знаете ли, кесарю кесарево, а слесарю слесарево.

Почему помимо повышения тарифа "Транснефть" требует от нефтяников еще и предоплаты?

Если кому-то это не нравится, может поискать другого транспортировщика. Спросите у нефтяников, отпускают ли они кому-то нефть без предоплаты. Если кто-нибудь скажет "да", значит, в расчетах имеет место гнилая схема или чья-то личная заинтересованность. Я хочу получать предоплату, потому что плачу двухставочный тариф по заявленной и по потребляемой электроэнергии. Потому что нигде не хочу брать кредиты. Есть еще много других причин. Разумеется, это не значит, что нефтяники должны заплатить до того, как добудут эту самую нефть. "Транснефти" должны заплатить до того, как она будет прокачана. Мы обратились в суд с намерением расторгнуть долгосрочный договор до 2009 г. с "ЛУКОЙЛом", "Сибнефтью" и "Славнефтью" о предоставлении отсрочек по платежам. Считаем этот договор необоснованно льготным.

Вашему предшественнику Дмитрию Савельеву предъявляли претензию - "Транснефть" участвует в нефтяных проектах, т. е. занимается не своим делом. На этом основании у "Транснефти" отобрали иракскую квоту. А недавно "Транснефть" ее снова получила. Как вы это прокомментируете?

"Транснефть" получила "иракскую квоту" по моей инициативе. Если нефтедобывающая компания должна продавать нефть, то почему то же самое не может делать перекачивающая компания. Я привел свои аргументы министру. Он согласился с моими доводами, в результате чего нам вернули квоту. Также "Транснефти" по уставу не запрещено заниматься нефтедобычей. Я совершенно не исключаю, что в недалеком будущем "Транснефть" станет добывающей компанией.

Возможно, в таком случае "Транснефть" получит дополнительную квоту на экспорт?

А почему бы и нет. Добыл тонну - 300 кг экспортируй.

- Чем вызвана необходимость добывать нефть?

Это вовсе не необходимость. Просто почему бы нам не делать то, что мы умеем делать неплохо?

Логично предположить, что такие планы возникли потому, что вы нефтяник. Или, может быть, "Транснефти" не хватает денег?

Если вы спрашиваете, умею ли я добывать нефть, отвечаю:умею. Но дело, как я понимаю, в другом. Сейчас мы зависим только от ФЭК. Нам нужно организовать собственное производство, нам необходимо поддерживать систему в работоспособном состоянии. От нефтедобычи мы можем получить большую прибыль. Для государства в конечном счете.

В нескольких своих подразделениях "Транснефть" владеет менее чем 100% акций. По 10 - 15% акций некоторых дочерних компаний принадлежат местным властям. Намерена ли "Транснефть" что-либо предпринять на этот счет или все останется как есть сейчас?

Это дело наших юридических служб. Сейчас мы работаем над тем, чтобы демонополизация компании была в принципе невозможна. Прирастать мы можем, растворяться - нет. У нас нет планов развития "дочек". Более того, с нынешнего года мы предполагаем строить вертикально интегрированную схему. Кроме того, вводится не очень популярная схема взаимоотношений с "дочками" - балансовые комиссии. Это, надо признать, весьма неприятный орган, который рассматривает результаты работы за год. В последний раз, например, мы поставили вопрос, почему стоимость диагностики в АО отличается. Люди одни, труба одна, технология производства одинаковая . ..

Как вы относитесь к идее международных финансовых организаций о переходе к аукционной системе доступа к экспортным трубопроводам?

- "Транснефть" как естественную монополию устраивает любой принцип. Что касается моего мнения, то я бы сформулировал его так: не богатый должен иметь право, а равный среди равных. Несомненно, что нынешняя система нуждается в совершенствовании, она должна быть более гибкой и учитывать все условия, в которых работают нефтяные компании.

P.S.

7.09.01. По сообщению РБК со ссылкой на информированный источник в администрации президента РФ предполагается, что в ближайшее время можно будет услышать об отставке президента АК "Транснефть" - одного из так называемых "олигархов", принимавших участие в кремлевской встрече с президентом - Семена Вайнштока.

Причиной возможной отставки президента "Транснефти" источник назвал договоренности, достигнутые Вайнштоком о транзите казахской нефти по системе магистральных нефтепроводов АК "Транснефть", которые оказались крайне невыгодными для российского бюджета.

http://www.nefte.ru/person/vinstok1.htm

http://www.transneft.ru/ver2/president.htm

http://www.ko.ru/person.asp?p_no=91

http://www.persons.ru/cgi/show.exe?Num=332&Get=All&Item=

http://www.mignews.ru/print/vain0502.html

http://www.rusoil.ru/startpage/

http://besta.rbc.ru/news/october.free/10/06/news19991006184050.html

http://www.expert.ru/expert/ratings/manag/00-18-29/reit.htm



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки