?? ???????



Адольф Шаевич: возможно ли единство среди евреев?

Реформизм - это один из путей возвращения к еврейству

Шаевич долгие годы является лицом российского еврейства. Он возглавлял еврейскую общину нашей страны в нелегкие годы возрождения и становления национальной жизни. Его имя ассоциируется с такими понятиями, как мудрость, достоинство, честность.

Адольф Шаевич никогда не был диссидентом, всегда "поддерживал и одобрял", в сознании большинства российских евреев его имя ассоциируется с умеренным традиционным иудаизмом, последователями которого являются 95 процентов верующих иудеев.
Адольф Шаевич последнее десятилетие на разных уровнях официально представлял российский иудаизм, был членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте и соответствующей комиссии при правительстве.

Биография

Шаевич Адольф Соломонович. Главный раввин России, Член Президиума Российского Еврейского Конгресса. Родился 28 октября 1937 г. в Биробиджане. Окончил Хабаровский политехнический институт, а затем религиозные школы (ешива) в Москве и в Будапеште (Венгрия).

С 1980 года - раввин Московской Хоральной синагоги. В 1983 году был избран Главным раввином СССР на съезде Всесоюзного Совета еврейских общин (ВСЕРО). В 1993 году на учредительном съезде Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) был избран Главным раввином России.

Женат, имеет двух сыновей.

Увлекается литературой, музыкой и спортом.

Взгляды

Что значит для Шаевича быть евреем в современной России ?

По мнению Главного раввина России каждый еврей обязан знать, что он есть такое, что такое Тора, почему, не имея государства две тысячи лет, евреи остались единой нацией, что их сохранило.

Рассуждения о возможностях еврейского единства

Адольф Соломонович полагает, что единства среди евреев, наверное, никогда не будет. Есть только общие принципы. В Москве огромное количество горских евреев, огромное количество грузинских евреев, очень много бухарских евреев. У всех свои многовековые традиции, принесенные из тех мест, где они жили. Эти традиции разнятся с традициями европейских евреев. Главный раввин России считает, что еврейство много потеряет, если это разнообразие исчезнет. «Нельзя насильно всё это сводить к однообразию. Это очень важно - связь с прошлым, связь прошлого с настоящим - без этого нет будущего»,-полагает А. Шаевич. «Пусть мы говорим на разных языках, но у нас есть Тора, вокруг которой мы концентрируемся, и на основании этого все нас считают евреями. Есть у нас один объединяющий компонент - Тора»,-рассуждает Адольф Соломонович.

Что значит "быть раввином"?

Для Адольфа Шаевича « это огромная ответственность, ответственность перед людьми и перед самим собой, перед Богом». По мнению раввина нужно всегда помнить, что представляешь еврейскую общину России, что за спиной масса евреев, которых нужно по мере сил и возможностей ограждать от неприятностей.

Прожив почти 30 лет в синагоге, Адольф Соломонович с полной уверенностью заявляет: «Нет стопроцентных праведников, у каждого человека есть какие-то недостатки, за которые можно зацепиться. Но ведь суть не в том, чтобы искать эти недостатки! Нужно стараться в любом человеке найти что-то достойное, то, что могло бы перевесить эти недостатки. Это очень важно - найти в человеке положительные черты, и очень не просто, поскольку недостатки - они виднее».

О себе Шаевич говорит, что «как любой и каждый, имеет массу недостатков, и действительно, многое из того, что мог бы сделать, не сделал - по недомыслию или по каким-то другим причинам». Однако он знает твёрдо, что никого не предал, никого не продал, и нет человека в мире - от Австралии и до Канады, - который соприкасался бы с ним и мог сказать: "Я пострадал в своё время из-за раввина Шаевича ". Но зато почти в любой стране найдётся человек, по мнению Главного раввина России, который скажет: "Мне Шаевич помог в трудный момент".

«Помогать людям, в каком-то смысле защищать их, находить в людях то хорошее, что в них есть, и развивать это хорошее -основное для любого человека, которому выпала судьба быть раввином»,-полагает Адольф Шаевич.

Отношение к урегулированию палестино-израильского конфликта

Главный раввин России полагает, что условия, которые выдвинул арабский мир, совершенно неприемлемы.. «Это односторонние требования. Их невозможно выполнить, потому что тогда не останется никакого будущего для Израиля. Если Израиль применит военную силу, мы поддержим его»,-полагает Адольф Шаевич». « Мы не будем считать это агрессией ни в коей мере, ибо речь идет о спасении государства, его будущего»,-такова позиция одного из еврейских духовных лидеров современной России.

Отношение к реформизму

В Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, который возглавляет Адольф Шаевич, входят не только общины ортодоксального толка, но и, скажем, реформистские. Что такое реформизм в сегодняшней России по мнению главного раввина России?

По мнению А.Шаевича, к этому направлению, относятся в первую очередь люди, которые по тем или иным причинам не соблюдают всех основных положений. Они не очень вникают в суть различий между ортодоксальным и реформистским иудаизмом. Для них реформизм привлекателен тем, что хотя многие вещи не нужно соблюдать, есть чувство сопричастности с еврейством. Очень важное чувство. Они заняты только еврейской деятельностью и ничем другим, но при этом вообще ничего не соблюдают. Летают и ездят по субботам, едят где и что придётся, но всю жизнь связаны с еврейством. Они грамотны - у них был доступ к информации. А в России это всё на уровне поиска себя. В этом Адольф Шаевич видит один из путей возврата к настоящему иудаизму. «Люди, которые не имеют ни малейшего понятия об иудаизме, ходят на реформистские службы, и кто-то начинает более глубоко интересоваться: а что же все-таки стоит за празднованием Шабата, а потом - за соблюдением кашрута, за соблюдением заповедей. Есть люди, которые дорастают до этого, уходят из реформистского движения и приходят к ортодоксальному»,-рассуждает главный раввин России.

Для него реформизм - это один из путей возвращения к еврейству. Для Шаевича неприемлем подход, согласно которому еврея, посещающего реформистскую синагогу, воспринимают как ущербного еврея. Главный раввин России полагает, что в таких вопросах нужно быть намного терпимее и относиться к происходящему с пониманием.

Отношение Адольфа Шаевича к деятельности Хабада и его представителям в современной России

Хабад ведёт в России очень активную работу, у этого движения масса приверженцев. Адольф Шаевич считает, что с того момента, как Хабад заявил о себе в России, он был, наверное, единственным, кто служил буфером между Хабадом и остальными направлениями, старался делать так, чтобы никто никого не ущемлял. Он знаком с огромным числом хабадников по всему свету, и что ему нравится в них, это их преданность делу, их заряженность на работу, их полная самоотдача, которая выгодно отличает их от других российских функционеров.

«В Любавичском движении есть лидеры, которые по-настоящему могут повести за собой людей, дать им толчок»,-полагает Шаевич. Однако, в отношение российских хабадников Адольф Соломонович придерживается несколько другого мнения. Он считает, что за спинами молодых российских хабадников нет того пути, по которому российский еврей идёт к своему еврейству. Дело в том, что хабадники, приехавшие из Америки совсем не знают российского менталитета. «Когда люди, не имеющие достаточных оснований, чтобы быть руководителями, духовными наставниками, берутся вести людей, само дело превращается в какой-то фарс. Обрастает нелепостями, глупостями»,-говорит Адольф Шаевич.

«Поставить на площади громадную ханукию, устроить праздник в Кремле! Наверное, это хорошо, вот только общество должно быть к этому готово. Не только евреи, но в целом общество, в котором ты живёшь. В противном случае это просто пренебрежение сложившимися условиями, вызов, демонстрация. А наше общество, и не только общество в целом, а еврейское общество, по-моему к этому ещё не готово»,-полагает Адольф Соломонович.

По его словам, "захват" американскими раввинами Хабада, многие из которых, по всей видимости, не имеют смихи, России - это наступление иного климата, коммерческого и беспринципного. «Никто из этих молодых людей не прошел с русским евреем того пути, которым он идет к своему раввину»,-считает Шаевич.

Однако, у Хабада, в сравнении с другими хасидами, достаточно много приверженцев в России. Люди, которые никаких корней в Любавичском движении не имели, становятся последователями движения. В чем же секреты их успеха?

По мнению Шаевича, это объясняется тем, что молодым людям нравятся напор, активность хабадников. Кроме того, это полное отрицание того, что было с тобой вчера, плюс внешняя атрибутика - шляпа, пейсы, лапсердак. То, что вызывает отторжение у общества. В каком-то смысле, может быть, то же, что было в своё время с хиппи и панками. Главное, что люди приходят в синагогу, что они чувствуют свою сопричастность к еврейству. Таково мнение главного раввина России.

О противоречиях с ФЕОР

31 мая тогда еще единственного главного раввина России Адольфа пригласили для беседы лидеры российского хасидского объединения "Хабад". Как рассказывает сам Шаевич, ему предложили выступить с официальным заявлением, в котором он должен добровольно сложить с себя полномочия главного раввина и предложить избрать на этот пост хасидского раввина Берла Лазара, одного из активистов ФЕОР. Как писал Шаевич президенту Владимиру Путину, на него оказывал давление и некий высокопоставленный чиновник администрации президента, лоббирующий интересы Федерации, основанной Борисом Березовским. Предполагается, что этим чиновником был заместитель главы администрации Владислав Сурков. Письмо Шаевича президенту с разоблачением "происков ФЕОР" было опубликовано в "Washington Post" 7 июня, когда Шаевич находился с визитом в США. Позже, видимо, под давлением "заинтересованных лиц" Шаевич отказался от своих слов о том, что на него давили из Администрации президента, ограничившись лишь обвинениями в адрес своих братьев из ФЕОР.

13 июня 2000г. в Москве, пока страна и печать праздновали малоизвестный праздник "Независимости России от...", тихо-мирно, без лишней помпы, собрался Съезд еврейских общин России. В повестке дня съезда стоял один, но существенный вопрос - о раввине. Без лишних слов (что уже приятно) таковым был избран Берл Лазар, который является лидером любавичских хасидов и главным раввином "по версии Федерации еврейских общин России - ФЕОР" (по аналогии с шахматами, там же тоже два чемпиона по разным версиям). Лазар стал раввином всея Руси практически единогласно, ибо 25 из 26 полученных голосов собравшихся на форуме раввинов - это практически идентично позднесоветскому "в едином порыве еще теснее сплотимся вокруг родной коммунистической партии и советского правительства".
ФЕОР вообще до недавних пор в России не было, но понадобился противовес РЕК и одному из его могущественных лидеров Гусинскому - и ее быстренько создали (в ноябре 1999 года), причем, что немаловажно, противовес Гусинскому нашелся "среди своих же".

Адольф Шаевич, избранный на этот пост в 1983 году другим религиозным объединением - Конгрессом еврейских религиозных объединений и организаций России, - не признал съезд легитимным.

Шаевич сетовал, что заподозрил дурное, когда его умышленно не пригласили на церемонию инаугурации президента 7 мая, перетекшую в празднование 55-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне. Зато пригласили, как пишет Шаевич, "представителей одного из направлений в иудаизме, представляющего не более пяти процентов российских евреев. Только после вмешательства влиятельных людей я также получил приглашение". Худшие подозрения ребе Шаевича, за долгие годы научившегося вычислять, что значит приглашение-неприглашение на торжественные мероприятия в Кремле, - сбыться между тем не замедлили.

Адольф Соломонович говорит, что с Берл Лазаром лично он не ссорился. «Я считал, что его использовали в политических целях. Жаль, что он этого не понимает. А если понимает, то этому можно дать другое определение»,-считает Главный раввин России.

Шаевич полагает, что за его смещением стоит Леваев.

Впрочем, Адольф Соломонович делает оговорку. Он ничего не имеет против присутствия Хабада в России и рядовых его раввинов. Он даже был на приеме у последнего любавического реббе, который благословил его на работу в России. Однако Шаевич непреклонен в одном: главным раввином России должен быть уроженец России. И точка.

«Я не держусь за это место, и, получая раввинский диплом, вовсе не хотел сидеть в президиумах, - заявил он. - Но я не могу согласиться с тем, каким образом это было сделано».
"Никому не надо объяснять, что значит этот факт: организация, недавно появившаяся в еврейской общине, мгновенно получает поддержку властей и становится единственной, с кем государство хочет вести диалог. Это означает, что государство решает за евреев, кто должен представлять их интересы", - считает Адольф Шаевич.

Политический аспект конфликта

Как полагают наблюдатели, за двумя раввинами - двумя религиозными объединениями - стояли разные политические силы. Считалось, что Б.Лазара "курировал" Борис Березовский, а интересы А. Шаевича поддерживал Владимир Гусинский.

На хасидов, как на перспективное и набирающее влияние течение современного иудаизма, решил сделать ставку второй кандидат в лидеры и покровители российского еврейства - Борис Березовский. В ноябре 2000г.он провел в Москве учредительный-съезд Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в которую вошли 105 общин. ФЕОР изначально создавалась в пику Российскому еврейскому конгрессу Владимира Гусинского, так что раскол российского еврейства был предопределен. Впрочем, организаторы ФЕОР надеялись со временем "объединить" под своим крылом и те общины, которые входят в Конгресс Гусинского, однако эти надежды были весьма эфемерны.

Пояснения Адольфа Шаевича по поводу связи с В.Гусинским

« После распада Советского Союза мы долгое время находились в очень сложной финансовой ситуации. И, несмотря на новые возможности в плане свободы, мы не могли осуществить практически никаких программ по возрождению еврейской жизни в России. Мы очень признательны многим иностранным еврейским организациям, таким, как Джойнт, Сохнут, которые тесно сотрудничают с нами и помогали нам на первых порах. Но так не могло продолжаться постоянно. Мы не могли жить за счет помощи из-за рубежа. Нужно было как-то возрождать жизнь еврейских общин России, тем более что появилась такая масса обеспеченных людей, которые могли бы что-то сделать. К нам поступали категоричные телеграммы от разных городских коммунальных служб, с угрозами отключить воду или свет, если до какого то срока не будет внесена плата. С этими телеграммами я ходил по всем олигархам. Кто-то давал деньги, кто-то не давал, кто-то вообще не соглашался на встречу. В конце концов мы предложили создать такую организацию, по типу западных, которая взяла бы на себя финансовые заботы по возрождению еврейства.

И Владимир Александрович Гусинский не только согласился, но и взял на себя всю обузу по организации работы. Мы встречались с огромным количеством людей, которых хотели привлечь в конгресс. И надо отдать ему должное, он с большим энтузиазмом взялся за это дело, и в конце концов четыре года тому назад конгресс был создан. Я должен сказать, что за это время мы действительно смогли почувствовать себя финансово независимыми от всяких зарубежных структур. Не могу сказать, что тех денег, которые выделяет конгресс на различные программы, вполне достаточно. Наверное, если бы их было в несколько раз больше, то все равно было бы недостаточно, потому что мы начинали с нуля. Но тем не менее лично я и все мои коллеги очень признательны Владимиру Александровичу за то, что он делал и делает. И еще я должен сказать, что у нас четкое разделение между деятельностью Гусинского как бизнесмена и его политическими взглядами и работой Российского еврейского конгресса.

Он никогда не диктует и не диктовал нам каких-то условий. Во всяком случае, во всем, что касается жизни нашей общины, мы никогда не подвергались никакому давлению. Когда я выступал от имени общины, я никогда не согласовывал свое мнение с мнением Гусинского. Я думаю, он знает, что наше мнение в отношении государственных структур чаще всего не совпадает. Я в советские времена не делал никаких антисоветских заявлений, а тем более сегодня, когда государство нам действительно сильно помогает, когда мы действительно свободны. Какие у нас могут быть претензии к президенту или к правительству? Другое дело, что я как человек тоже могу быть не согласен со многими вещами, но я могу говорить только от своего имени».

Так кто же главный раввин России?

Движение "Хабад", лидером которого является Берл Лазар, производит впечатление типично миссионерской структуры. Сам Берл Лазар - гражданин США, который лишь недавно принял второе гражданство, российское. Подавляющее большинство остальных раввинов "Хабада", входящих в ФЕОР, "чистые" иностранцы, многие из них даже не говорят по-русски. Это вызывает закономерное отторжение у "традиционных" российских евреев.

Многие "светские" евреи России весьма недовольны совершившимся расколом. Вице-президент Российского еврейского конгресса Александр Осовцов считает Берла Лазара "нелегитимным" главным раввином, потому что большинство еврейских общин и организаций не имеет отношения к его избранию.

Член президиума того же конгресса Яков Уринсон, бывший министр внешнеэкономических связей России, а ныне заместитель Чубайса в РАО "ЕЭС России", был встревожен попытками "сместить" Шаевича. Яков Уринсон считает Шаевича "не только всесторонне образованным и высоконравственным человеком", но и "достойным духовным главой еврейской общины России".

“В настоящее время именно Шаевич представляет подавляющее большинство религиозных организаций традиционного и современного иудаизма. Мы считаем, что исключение его из Совета лишает права голоса большинство еврейских религиозных организаций России”, - говорилось в заявлении, подписанном председателем КЕРООР Зиновием Коганом.

Во время визита Клинтона в Москву с тремя известными раввинами - Пинхасом Гольдшмидтом, Берлом Лазаром и Хаимом Бен-Яковом - лично побеседовал советник президента США по национальной безопасности Сэмюэль Бергер (то есть, натурально, судьбам иудаизма в России было уделено внимание едва ли меньшее, чем стратегической противоракетной обороне демократа Клинтона). Вмешательство власти в еврейские дела было решительно осуждено.

Всемирный еврейский конгресс, представляющий еврейские общины в 80 странах, уже тоже отреагировал, заявив, что "не поддерживает антидемократических методов вмешательства извне в жизнь еврейских общин с тем, чтобы манипулировать или подорвать еврейские общинные структуры в России".

Конференция европейских раввинов в духе братской солидарности подтвердила все полномочия раввина Шаевича представлять российское еврейство в Европе. То есть большинство пока что еще теснее сплотилось как раз вокруг Шаевича.

Самому Шаевичу, как человеку, проведшему в синагоге почти тридцать лет и знающему всю историю советского и российского еврейства, «очень обидно, что приходится тратить столько усилий на противостояние с тем, с кем, казалось бы, должны вместе одно дело делать».

ФЕОР нашла собственный козырь во внутриобщинной борьбе. ФЕОР выступает против "появившихся в последнее время попыток искусственным путем привлечь зарубежные страны к вопросам, затрагивающим жизнь российских евреев". Звучит очень патриотично. Иными словами, Берл Лазар, хоть и с американским паспортом, но куда более «патриот России», чем Шаевич с российским. Потому что надо знать, с кем и против кого дружить.

Решение конфликта по Шаевичу

Главный раввин России считает, что евреи способны решить эту проблему самостоятельно без вмешательства государства. Однако этому мешает тот факт, что нигде в мире нет полного единодушия еврейства. «Единственное, что мы можем сделать, - это продолжать работать,-считает А.Шаевич,- Семьсот тысяч евреев сидят и ждут, когда кто-то придет и привлечет их к еврейству. Вот и все. Если будет еще две организации, им тоже хватит работы. Я думаю, разделить поле деятельности мы всегда сможем».

Новый Президент Российского Еврейского Конгресса Леонид Невзлин комментирует сложившуюся ситуацию следующим образом: «Я противник любых конфликтов, тем более противник выплескивания их в публику, что делается сейчас с помощью СМИ. Везде есть конкуренция, в том числе и в религиозной среде. Это борьба за качество и количество. Единственная моя просьба или даже требование - не выплескивать это, чтобы было даже больше этики, чем в бизнесе. Это важный момент. Если КЕРООР и ФЕОР научатся, то и не будет конфликтов, потому что их не заметят. И вторая позиция, сильно мне знакомая по бизнесу, - это злоупотребления властными преимуществами, то есть преимуществами взаимоотношений с властью. А для меня это фактически использование власти одними против других. Тоже недопустимый момент, абсолютно неправильно ориентирует власть, создает перекосы во внутренней среде и всегда оканчивается обратным результатом, когда противоположная сторона, выиграв время, считает себя вправе применить тот же механизм против ранее выигравшей. Стоит только встать на этот путь, и ты без конца идешь в этом направлении: ругаешься в СМИ и злоупотребляешь властью. И победит тот, кто будет мудрее, кто первым скажет "стоп" и перестанет реагировать. Любой конфликт исчезает сам по себе, когда одна из сторон не реагирует. Если одна сторона не злоупотребляет властью и не ругается в прессе, то кто с кем конфликтует? Но для этого надо иметь выдержку, самообладание и, если хотите, мужество. Я буду на это ориентироваться, хотя это не является проблемой РЕК. Касается, конечно, но косвенно: они евреи, вот и касается. А заниматься этим вопросом я не собираюсь. Многие уважаемые люди, и в первую очередь из-за рубежа, крупные раввины меня просили способствовать этому миру. Я буду способствовать этому. И, наверно, будет много примирителей, и, наверно, это получится рано или поздно. Если не получится - очень жаль. Но диалектически я считаю, что они помирятся. Или, во всяком случае, они будут так тихо конфликтовать, что этого никто не заметит. Мне стыдно за то, что у нас происходит».

Сам же Шаевич выступал и выступает против раскола еврейской общины за консолидацию усилий, направленных на подлинное возрождение российского еврейства.

https://ijc.ru

http://www.corbina.net/~synrus/president.htm

http://religion.ng.ru/printed/conflicts/2000-06-28/5_politics.html

http://www.rusk.ru/Press/Sv/01/3/sg11.htm

http://www.htb.ru/arch/religy/26Oct2000/shaevich.html

http://ftp.nns.ru/

http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/00/361/14.html



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100