На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Танкред Голенпольский: «Для меня стать евреем никогда не было проблемой. Я всегда им был»

Танкред Голенпольский - очень необычный человек, у которого довольно редкое, своеобразное имя и такая же неординарная судьба, человек высокообразованный и интеллигентный внешне поразительно напоминающий графа 18 века, Танкред Голенпольский. Он - вдохновитель, учредитель "Международной Еврейской газеты" - первого в СССР серьезного издания, ориентированного на еврейскую общественность.

Он - филолог, писатель, переводчик Беккета и Артура Миллера, Дж. Болдуина и А. Хейли, специалист по американской культуре, основатель отделения математической лингвистики в НГУ (1963г.), отмечен Второй сессией 99 Конгресса США за вклад в культурный обмен между СССР и США (1986г.), лауреат премии Birmingham Torch (США, 1995) за книгу “Doing Business in Russia”, член Международной академии лидеров бизнеса и управления (США, 1995). Танкред Григорьевич - член Президиума Российского еврейского конгресса.

Биографическая справка

Танкред Григорьевич родился в Китае в 1931 году.

Его имя - история первого свидания его родителей. Он получил романтическое, оперное имя, и вся его жизнь сложилась необычно. Судьба его вела с Востока на Запад, из Китая - в Америку, через Россию. Вернее - СССР, государство, ставшее историей при нашей жизни. Его родители познакомились на спектакле по опере Россини "Танкред". Встретились и, наверное, сразу полюбили друг друга.

Это случилось в Китае, где отец работал на КВЖД - железной дороге, соединяющей Сибирь и Манчжурию. Магистраль, выстроенная царским правительством после революции, была объявлена совместным предприятием, управляемым СССР и Китаем.

Они жили в Харбине - кроме них, семей советских специалистов, здесь жило много русских. Работали русские театры и рестораны, выступали Шаляпин и Вертинский. А рядом жили те, кто с оружием в руках сражался против большевиков.

Взаимная ненависть разъединяла людей больше, чем границы и демаркационные линии. Однажды отца избили несколько русских эмигрантов. Это произошло у мальчика на глазах… Он был евреем, и знал, что такое антисемитизм.

В 1936 году Япония оккупировала Манчжурию. В Харбине сожгли и разграбили Советское консульство. Эмигранты-белогвардейцы шли тогда под российским триколором. Много десятилетий спустя это помешает Танкреду Голенпольскому принять Ельцина.

Голенпольским пришлось тогда перебраться из Харбина в Шанхай. КВЖД перешло Японии. В разноязычном, разделенном на части Шанхае они прожили всю войну.

Мальчик верил, что есть страна, где царствует Справедливость, и нет ненависти. Пока он взрослел, эта страна тяжело и мужественно воевала, терпела поражения и одерживала победы. Об этой стране ему рассказывали в советском клубе. Там не говорили о ГУЛАГе, ночных арестах, голоде… Детям рассказывали прекрасную сказку, сочиненную талантливыми людьми. Показывали советские фильмы. Учили быть "советскими гражданами". Ненавидеть капитализм и капиталистов.

Но советская школа работала с детьми только два раза в неделю. Его отдали в еврейский колледж. Там разговаривали на английском и учили иврит. Правда, Тед, как юный атеист, не ходил на уроки иврита. Но английский стал его вторым языком, с которым он впоследствии надолго связал свою жизнь.

А потом отец уехал, а мальчик настолько "отбился от рук", что матери пришлось отдать его в … иезуитский пансион.

Туда принимали всех - и христиан, и иудеев, и буддистов…Прекрасные педагоги, отцы-иезуиты могли играть с воспитанниками в футбол и регби, всерьез драться на боксерском ринге. Они умели заглянуть в душу ребенка. Понимая, что их воспитанник не только еврей, но и маленький фанатик коммунизма, отцы-иезуиты не пытались обратить его в свою веру. И эта сдержанность, уважение к чужому мировоззрению, добавило человечности в душу подростка. Но он продолжал верить, что на его родине, которой он никогда не видел, кроме как на экране, человек стал мерилом всех вещей, независимо от его национальности или цвета кожи…

Он приехал в СССР после войны, в сентябре 1946 года. Действительность, которая его ожидала, оказалась далека от той радужной сказки, которая жила в его душе. Родители остались в Шанхае, и мальчик попал в детский дом. "Пятый пункт" в ту пору еще не перечеркнул его надежды на поступление в столичный ВУЗ, и он поступает на романо-германскую филологию в Ленинграде.

На долгие годы его жизнь оказалась связана с провинцией, он работал преподавателем в Донбассе, Кабардино-Балкарии, Новосибирске. Евреи в СССР тогда считались "пятой колонной". Существовали абсолютно закрытые для еврейских детей учебные заведения - в частности МГУ. При подаче документов в институт требовали заполнить анкету, в которой указывалась не только национальность абитуриента, но и его родителей. А Танкред Голенпольский был евреем и никогда не скрывал этого. И это означало, что блестящий переводчик, филолог, автор нескольких книг, посвященных американской культуре смог защитить диссертацию только в 70-х годах, выехать за границу впервые - в конце 80-х, впервые побывать в Израиле - в 90-х, реализовать свою мечту о еврейской газете в 1989 году.

Это были времена горбачевской перестройки, когда жизнь ежедневно менялась - газет становилось все больше, а продуктов в магазинах - все меньше.

Все началось со статьи Танкреда Григорьевича в "Советской культуре", посвященной еврейскому вопросу". На нее пришло множество откликов. Люди, придавленные пятой государственного антисемитизма, почти забывшие о своем еврейском происхождении, жаждали узнать больше об истории, традициях и современной жизни народа, к которому они принадлежали с детства.

В составе советской пресс - группы Танкред Григорьевич сопровождал Михаила Горбачева в США. На обратном пути, в самолете, ему удалось рассказать руководству о своей мечте -

выпустить в свет еврейскую газету. Ответ был кратким: "Сделай". "Правда, сделать?" - не поверил своим ушам Танкред.

Свобода слова вместо масла, путч, распад советской империи, дикий капитализм - все это время Танкред Голенпольский продолжал лелеять и пестовать свое любимое детище -Международную Еврейскую газету". Он задумал и осуществил издание, отражающее взгляд русских евреев на происходящее в России и в мире.

Газета вместе с Танкредом Голенпольским пережила всякое. И расцвет, и финансовые трудности, когда ее поддерживали только читатели. Танкред Голенпольский делает газету, потому что ему это нравится. Он помогал и помогает тем, кто, как сказал Юрий Нагибин, "согласен быть евреем". Помогает своими энциклопедическими знаниями, энтузиазмом, верностью делу, которому он посвятил жизнь. Он много лет занимается ближневосточными проблемами. Неоднократно бывал в Израиле, прекрасно знает ситуацию в регионе, имеет свое оригинальное видение разрешения ближневосточного конфликта. Своими мыслями по этой проблеме и многим другим важным вопросам он и поделился с посетителями сайта IJC.

Взгляды и убеждения

Танкред Григорьевич хотелось бы поговорить о Вашей еврейской самоидентификации. Когда Вы впервые почувствовали, осознали свою принадлежность к еврейской нации?

-- Я родился евреем и всегда был евреем. В 13 лет у меня была Бар-мицва. Для меня стать евреем никогда не было проблемой. Я всегда им был. Никуда не прятался от этого. Не менял национальность, фамилию, имя и отчество.

Вы являетесь учредителем «Международной еврейской газеты». Расскажите, как возникла идея ее создания, и как Вы смогли еще в советское время организовать выпуск еврейского периодического издания?

-- 12 лет назад, когда не было ни РЕКа, ни КЕРООРа, ни ФОЕРа и т.д., я начал выпускать газету. Значительную помощь в начале выхода газеты оказал Михаил Сергеевич Горбачев. Именно его команда обеспечивала в ту пору бесплатную бумагу для выпуска газеты. Сначала она называлась «Вестник еврейской советской культуры». Потом она стала просто «Еврейской газетой», а когда распался Советский Союз она стала называться «Международной еврейской газетой». Сегодня это (не потому что я с ней связан, а объективно), наверное, центральная и главная еврейская газета России. Ее тираж - 10 - 15 тыс. экземпляров в сезон. Рассылается в 70 городов России. Небольшими партиями, не массовыми - в Германию, Израиль, Америку.

Как Вы считаете, в чем успех этой газеты? Сейчас же появилось очень много еврейских газет и журналов.

-- Появилось очень много газетенок, которые, в основном, печатают только то, что им дает Сохнут или то, что им присылают из израильских газет. Самостоятельных материалов, больших, проблемных, ни в одной газете такого количества, в общем-то, нет. В «Международной еврейской газете» была организована серьезная дискуссия по книге Солженицына «Двести лет вместе». Для нашей газеты пишут очень интересные журналисты, например, Андрей Капитонов.

Сейчас мы будем немножко расширять интернет-версию «Международной еврейской газеты». Раньше она была еженедельной, теперь будет выходить три раза в неделю. С Нового года мы планируем запускать небольшой журнальчик на идиш, для тех, кто хочет изучать, для тех, кто знает этот язык. Следующий номер нашего журнала «Русский еврей» будет посвящен разбору книги Солженицына. Крупнейшие ученые-историки сдали для журнала свои материалы по этому вопросу.

Проблема состоит в том, что эту книгу написал не кто-нибудь, а лауреат Нобелевской премии, написал человек, который был серьезным оппонентом Советской власти, крупнейший диссидент. Поэтому пропустить появление такой книги, человека, который влияет на общественное мнение России, нельзя.

Я думаю, что наступила пора, и мы хотим это сделать - создать такое объединение евреев -журналистов. Я стремлюсь, чтобы газета была не просто общинной газетой, а чтобы она была еврейской газетой, которая бы высказывала точку зрения евреев-граждан России на события вокруг нас.

Что Вы думаете об истоках русского антисемитизма? Есть ли он сейчас?

-- Антисемитизм был, есть и будет. Нам нельзя быть такими щепетильными, если вдруг появляется отрицательный герой в некоем произведении, который оказывается Александровичем или Рабиновичем, или кем-то еще, то не нужно навязывать эту соцлитературную концепцию о типическом. Раз сделали плохим еврея, то обязательно все евреи должны быть плохими. А что, если показывают отрицательным русского или армянина, значит все русские или все армяне плохие? Нельзя быть суперщепительными, хотя как всякий малый народ ( и это касается не только евреев), мы бываем мнительными, потому что эта мнительность, наверное, в евреях сидит, уже генетически передаваясь из рода в род. Это все равно, что всякий еврей ужасно гордится, когда появляется еврейская книга заслуженного человека, считает сколько у нас певцов, композиторов-евреев. А почему? Это тоже идет от комплекса. Но этот же комплекс нам также навязан снаружи.

Как же с ним бороться?

-- Это вопрос интеллигентности все-таки, как с одной, так и с другой стороны. Нет еврейского вопроса в России, есть русский вопрос, потому что они стали сами для себя проблемой. Так же как нет русского вопроса в Прибалтике. Не русские являются там проблемой. Вот в чем дело, и это парадокс. Не мы являемся проблемой в России, не мы являемся вопросом. Там, где есть национальные меньшинства…они являют собой предмет для нападок, они являют собой предмет для объяснения неудач. Сейчас в России тяжелейшая экономическая ситуация. Она стимулирует поиск виновных. Нужно лицо врага. Нужно объяснить самым простым способом кто виноват, потому что ты не будешь объяснять человеку без высшего образования, живущего там, где радиоприемник не работает, потому, что электричества нет, что у нас дефолт и какие-нибудь еще слова. Гораздо проще сказать им: «Видал длинноносых? Вот это все из-за них».

Поэтому, во-первых, нужно чувствовать себя гражданином страны и делать все то, что должен делать гражданин страны по отношению к себе, не выделяя себя из массы других. Второе, нужно формировать общественное мнение. Вот у нас часто говорят: «А, вот она такая паршивая газета. Давайте ее закроем». Это чисто советский прием, диктатурный прием. Что значит закроем? Давайте создадим общественное мнение, как это делают американцы. Первый раз за оскорбление - облагаем штрафом. Второй раз - облагаем таким штрафом, который им будет не под силу платить. Третий раз - пикетируют, не дают покупать газету в киосках. Вот эта система, которую применяют люди, чувствующие свою принадлежность к стране, к нашей стране. А те, которые считают: «А, вы меня обозвали жидом или ваша газета антисемитская. Да плевать я на вас хотел. Почему я должен бороться, чтобы у вас была демократия? Я поеду в Израиль или в Германию». Это уже не общественное мнение. Человек должен выбрать для себя: или он в этой стране в России будет как гражданин бороться за демократию подлинную, настоящую или он пакуется и едет туда, где теплее, туда, где вкуснее, туда, где больше денег дают. Это твое право. Вот такой выбор стоит перед нами. И если мы здесь, мы должны бороться, чтобы Россия стала подлинно демократической страной, другого выхода нет. Нужно добиваться хотя бы толерантности.

Хотелось бы затронуть несколько иную тему. Я знаю, что Вы присутствовали на недавно прошедшей в Израиле Ассамблее Всемирного Еврейского Конгресса. Можете ли Вы оценить ее работу? Там ведь обсуждалась проблема СМИ на «еврейском поле».

-- Я был немножко разочарован этим семинаром. Речь шла о том, почему Израиль проигрывает информационную войну и что нужно делать. Чистоплюйство этих бюрократов меня очень раздражало. Я выступал по этому поводу. Что значит «почему мы молчим?». В мире есть разные силы. Есть страны, которые не хотят терять свое влияние на арабский мир. Та же Франция или Англия. Они играют на «арабском поле», и их агентства передают такие вещи, которые граничат с юдофобством. На семинаре выступали журналисты, рассказывающие как они освещают события.

Израиль должен сам предпринимать какие-то контрмеры. Но руководители Израиля считают, что пропаганда - это плохое слово, пропаганда - это символ диктатуры, пережиток тоталитарного строя. Вот в результате получается то, что мы имеем. Это касается Израиля. Что касается России… Во-первых, к сожалению, этим делом занимаются не профессионалы. Во-вторых, одно из наших чисто еврейских черт, что каждый должен быть или премьер-министром или главным редактором газеты или что-то, вместо того, чтобы регионально объединиться. Это действительно является проблемой. Почему, скажем, из 5-6 регионов не собраться в «узел» и не сделать одну большую хорошую газету? Нет, каждый хочет играть в свою бирюльку. В результате получается… Кое-кто начинает уже понимать это.

Вопрос о Российском Еврейском Конгресса. Как Вы считаете, что ждет РЕК в 2002 году. Каким направлениям следует уделить более пристальное внимание в следующем году?

-- Я не знаю, что будет с РЕКом в 2002 году, но я уверен, что деятельность Российского Еврейского Конгресса, ВААда и др. светских организаций должна сводиться к благотворительности и к просвещению (издание книг, ознакомление с еврейскими традициями, создание еврейских школ, университетов).

Я знаю, что Вы несколько лет занимаетесь ближневосточной проблематикой. Как Вы можете оценить последние инициативы А.Шарона (план мирного урегулирования, включающий признание палестинского государства), К.Пауэлла и др. лидеров?

-- Я думаю то, что предложил Шарон это очень трезвый шаг. Признание Палестинского государства - очень трезвый шаг, потому, что когда мы обращаемся с территорией, которая является самостоятельным государственным образованием, мы имеем право применять по отношению к нему все те меры, которые мы применяем к любому другому государству.

Есть сложность в том, чтобы сделать государственное образование. Оно подразумевает единую границу. К сожалению, сегодня все это сложно, потому, что палестинцы разбросаны по разным анклавам. Поэтому нужно садиться за стол переговоров.

Самый больной вопрос это вопрос Иерусалима. Для меня всегда стоял вопрос: что для нас важнее жизнь наших мальчишек и девчонок, служащих в ЦАХАЛе или некий кусок земли. Есть Восточный Иерусалим, который, извините, за последние 10 лет по пальцам можно пересчитать сколько евреев посетило. И от того, что мы отгородимся от этой территории (Восточного Иерусалима) и там окажутся около 200 тыс. человек, которые нам никак не симпатизируют, но они окажутся не на нашей территории.

Подготовила спецкорреспондент сайта IJC Анна Кронштейн



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Аннонсы материалов
© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100