На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Мицва для каждого

Йонатан Розенблюм

В конце месяца тамуз - начале месяца ав наступают Дни Трепета, когда евреи особенно горько оплакивают разрушение Храма.

По мнению мудрецов, Второй Храм разрушен из-за беспричинной ненависти, и Всевышний не даст нам Окончательного Избавления, пока мы не научимся жить в мире друг с другом.

Около десяти лет назад в канун Дней Трепета группа женщин в одном из районов Иерусалима решила посвятить один день интенсивному изучению запретов лашон ара.

Эту идею подхватили другие. Число таких групп все время росло. Только в Иерусалиме их сейчас больше сорока. Подобные программы изучения реализуются во многих городах - не только в Израиле, но и во всем мире.

Два года назад в Иерусалиме состоялась международная конференция, на которой, чтобы обсудить, как улучшить работу по совершенствованию общения между людьми, собрались десять тысяч ивритоязычных и четыре тысячи англоязычных женщин.

Нелегко научиться не говорить о ближних плохо. Нередко здесь требуется полная переориентация во взгляде на окружающих. Ведь если мы - пусть только мысленно - вынесли нелестное суждение о чьем-то характере, нам уже трудно не высказаться по этому поводу. Поэтому, чтобы избежать негативных оценок, следует, прежде всего, научиться доброжелательно относиться к другим, судить о них, стараясь обнаружить в их поведении лучшие проявления.

Ни одна из стран мира в будущем не получит столько преимуществ от доброжелательности, сколько их предстоит получить Израилю. В нашем все более балканизированном обществе число тех, кого мы определяем по их групповой принадлежности, ежедневно растет. Мы полагаем, что все знаем о людях, если известны их политические или религиозные убеждения. Но ведь тогда они теряют в наших глазах свою индивидуальность, и мы не в состоянии рассмотреть их характерные черты.

Обычай критиковать других - будь то отдельные люди, с которыми мы в контакте, или члены социальных групп - обходится слишком дорого. Мудрецы учат, что зависть, стремление к наслаждениям и почестям, уводят человека из нашего мира.

Возьмем зависть. Если мы воспринимаем людей как своих конкурентов в борьбе за кусок весьма ограниченного материального "пирога", любое их обретение - наша потеря, а каждый встречный для нас - потенциальный враг. Смотреть вокруг злобным завистливым взглядом - прекрасный рецепт, если не укоротить жизнь, то, по крайней мере, наполнить ее неприятными ощущениями.

Верно и противоположное: судить о других, как о целостных личностях, не делать вывод о человеке по одной черте или одному поступку, постоянно переоценивать свои суждения о людях, чтобы увидеть, нет ли возможности иначе воспринять какое-то событие, умение увидеть происшедшее глазами другого - все это обогащает жизнь и привносит в нее радость и умиротворение.

Люди настроенные критически, мгновенно подмечающие чужие промахи и недостатки, вносят горечь в свою жизнь и жизнь других. По-настоящему мудрые стремятся найти в окружающих что-то хорошее. "Глупые всех осуждают, - сказано в Мишлей (Притчи Соломона), -прямодушные довольны". А вот другая цитата из Мишлей: "…для прямодушных - радость". Таргум по этому поводу дает удивительную интерпретацию: "Сердца прямодушных (букв. "прямые сердцем") полны объяснений [при оценке других]".

Способность на что-то не обратить внимания, переоценить, судить благосклонно - самые главные условия, необходимые для создания приемлемых отношений между людьми. Поучения мудрецов, Пиркей Авот, советуют обрести друга и судить каждого человека благосклонно.

Без последнего первое невозможно. Если мы видим в других хорошее, они тоже будут судить о нас доброжелательно: "Как вода отражает лицо, так и сердце человека отражается в сердце другого" (Мишлей, 27:19).

Не обязательно быть евреем, чтобы любить черный хлеб из пекарни Леви. Так же не обязательно быть религиозным, чтобы оценить заповедь судить о других благосклонно.

Каждый из нас регулярно демонстрирует свое замечательное умение судить благосклонно, по крайней мере, одного человека - самого себя. Опаздывая на встречу или забыв сделать обещанное, мы не придаем этому большого значения - ведь у нас так много дел. Но если кто-то поступает с нами подобным же образом, мы не принимаем оправданий, считая, что такое поведение показывает, как мало о нас заботятся.

Мы уверены в чистоте своих намерений, даже если наши действия ранят других, однако осуждаем других, если нам причиняют боль. Мы счастливо плывем по жизни, сознавая свои недостатки, но полагая при этом, что в общем, мы - хорошие люди. Попробовать так же воспринимать всех людей - другой вопрос.

От окружающих мы ожидаем понимания, признания наших заслуг. Но когда дело доходит до суждения о других, мы часто забываем, что начинаем чтение романа с третьей главы, не зная ни о прошлом, ни о происхождении, ни о характерах героев.

Намного чаще, чем можно себе представить, наша оценка людей совершенно неправильна. Она основана на недостаточной информации, строится на неправомерных и негативных допущениях. Каждому, кто сомневается в этом, стоит почитать очаровательные примеры Йеѓудит Саммет в ее произведении "Другая сторона истории".

В десятках происшествий из своей личной жизни мы видим, как придуманная нами версия события тает на глазах - как в мастерском детективном романе.

При коммунистах последнего ребе из Скульнэ румынские власти посадили в тюрьму за религиозную активность. Благодаря международному заступничеству его освободили, он переехал в США и помог многим покинуть Румынию.

Среди людей, освобождения которых он добивался с особыми трудностями, оказалась женщина, в свое время сдавшая его властям. Когда его спросили, зачем он ей помогал, он ответил вопросом: "Можете ли вы представить, что ей пришлось вынести, чтобы донести на меня?".

Немногие из нас способны достичь такого уровня. Но каждый может попытаться пройти длинный путь, чтобы, научившись доброжелательно оценивать других, принести мир в нашу среду.

http://www.evrey.com/tradition/ethics/mizva.htm




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100