|
|
Почему мы переодеваемся в Пурим?Существует древний обычай переодеваться или менять одежду на иноземную в Пурим с тем, чтобы стать неузнаваемым. Обычай, укоренившийся в Израиле, становится как бы законом Торы; ясно поэтому, что он не был бы установлен, если бы не имел глубокого смысла. Прежде всего, обычай преодеваться в иноземные одежды связан с выполнением заповеди мудрецов "не различать" в Пурим даже самые крайние противоположности. В том числе, даже - кто еврей, а кто - иноземец... Кроме того, в этом переодевании кроется важный намек. Когда Израиль совершает различные грехи и становится подобным другим народам, это лишь внешняя перемена, как лишь внешне меняется человек, меняющий одежду. Внутри он остается тем же самым - праведным и преданным Всевышнему, как евреи того поколения, поклонившиеся идолу Навухаднецара лишь внешне, но не поверившие в него, как рассказывает Талмуд: "Ученики спросили рабби Шимона бар Йохая: "Почему Израиль был приговорен к истреблению в те времена?" Он сказал им: "Ответьте сами". Они ответили: "Потому, что приняли участие в пире злодея [Ахашвероша]". Он сказал им: "В таком случае должны были погибнуть только евреи-жители Шушана [участвовавшие в пире], а все остальные - спастись". Они сказали: "[В таком случае,] ответь сам". Он сказал: "Из-за того, что поклонились идолу". Они сказали: "Но они лишь сделал вид, что поклоняются ему!" Он ответил: "Они [из страха] лишь сделали вид, что поклоняются идолу, а Всевышний лишь сделал вид, что наказывает их"" (Мегила, 12). Еще одна причина для переодевания - то, что именно к событиям Пурима относятся слова Торы: "В этот день Я совершенно закрою лицо Мое" (Дварим, 31). Наши мудрецы учат: "В этом стихе Торы содержится намек на появление царицы Эстер". Дело в том, что слова "совершенно закрою" - Растер астир - полностью созвучны имени Эстер; кроме того, эти слова Торы связаны и по содержанию с чудом Пурима. Как мы помним, ненависть Амалека к Израилю унаследована им от Эсава, возненавидевшего Яакова за то, что тот надел его одежду, вошел в шатер Ицхака и удостоился таким образом его благословения. В Пурим мы вновь переодеваемся в одежду Эсава, чтобы подчеркнуть, что поступок Яакова не был грехом, что мы заслуженно владеем наследством Эсава, что даже в одежде Эсава мы по-прежнему остаемся самими собой и достойны благословения! Израиль и Амалек - две противоположности, две крайности, бесконечно далекие друг от друга. Один - праведник, другой - злодей. Один из обычаев Амалека - переодеваться в чужие одежды, красиво и гладко разговаривать и изображать из себя праведника, оставаясь при этом законченным злодеем. Таким же был и Эсав, о котором в Торе сказано: "Ибо он находил себе добычу устами своими" (Берешит, 25). Это значит, что на устах у него было не то же, что на сердце. Сходное, хотя и прямо противоположное свойство мы обнаруживаем у еврейских праведников. Их внешние и внутренние качества иногда не одинаковы: так, царь Давид часто казался грешником, хотя и был совершеннейшим из праведников. Это же относится и к нашему праотцу Яакову, праведность которого была скрыта от постороннего глаза, так, что даже Ицхак не мог ее распознать до тех пор, пока их не распознала Ривка и не позаботилась о том, чтобы благословения отца достались Яакову - единственному, кто их заслуживал. http://www.judaicaru.org/luah/purim_desc.html |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
![]() |