На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Об исправлении мира

Автор А. Штеензальц

Желание усовершенствовать мир

Люди удостоились получить из рук Самого Творца ключи от мира: право использовать дарованную им свободу воли как во благо, так и во зло. Именно их дела, помыслы, образ жизни определяют развитие и всего того, что их окружает, и их собственного внутреннего мира. На первый взгляд, что может быть проще: раз мы практически всесильны, давайте сделаем мир таким, чтобы все были счастливы!

Но до такого мира мы, увы, еще не доросли, несмотря на весьма почтенный возраст человечества. Каждому из нас достаточно посмотреть вокруг, чтобы увидеть: мир наш развращен и испорчен, отданный во власть жестокосердых и деспотичных правителей с нечистыми помыслами. Мы так и не научились пользоваться вверенными нашему попечению ключами от него. Живая вода оказалась мертвой. В разные времена, в разных странах, даже в относительно благополучные эпохи были распространены пессимистические воззрения, рассматривавшие зло как необходимую предпосылку бытия: как результат непрекращающейся борьбы богов между собой или как неизбежное следствие самого существования человека.

Однако стремление жить в мире порядка и изобилия существовало и существует - в каждом из нас, во все времена, в любой культуре. При этом оно воплощается в разные оболочки: меняются лозунги, способы, средства для его достижения - да и сами люди.

В противовес пессимистическому взгляду на мир, рассматривающему зло как неотменимую норму, стремление к исправлению мира стало одной из основных естественных составляющих коллективной души еврейского народа. Мир не только не плох - он совершенен и хорош, ибо создан Источником абсолютного добра. Эта идея нашла выражение в словах последнего из пророков: "Разве не один Отец для всех, разве не один Б-г нас создал, почему должен предавать человек брата своего?.." (Малахи, 2:10). Иудаизм рассматривает наличие зла в мире как прямое следствие человеческой деятельности и забвения моральных норм в ее ходе: " жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, так избери же жизнь " ("Дварим", 30:19). Поэтому иудаизм был первым мировоззрением, четко поставившим в качестве цели усовершенствование мира через исправление человека; и под его влиянием другие этические системы и религии, как древние, так и современные, приняли это как свою задачу.

Почему из попыток усовершенствовать мир ничего не выходит?

В самом стремлении к исправлению мира заложена одна непременная особенность: все попытки такого рода завершаются неудачей - по одним и тем же причинам, - какими бы эпохальными и значительными эти попытки ни казались, оказав огромное влияние не только на свое время, но и на последующие исторические периоды. Проиллюстрируем сказанное лишь двумя примерами.

В 1789 г. во Франции была предпринята попытка свергнуть монархический строй и учредить республику, в которой будут господствовать "свобода, равенство, братство" и которая будет примером остальным европейским странам и всему миру. Однако наивные революционеры лишь проторили дорогу Робеспьеру и его сподвижникам, которые насадили террор по всей стране, что привело к хаосу, развалу, отчуждению от внешнего мира и воцарению гильотины над Францией.

То же произошло и в России в 1917 г. в ходе октябрьской революции. Захватившие власть большевики намеревались вырвать русский народ из удушающих объятий беспросветной тьмы и невежества, вывести его на просторы "нового свободного мира", мира экономического равенства и подлинной законности. Для этого была введена диктатура пролетариата, жестокость которой несоизмеримо превосходила жестокость царского режима. Деятельность "органов безопасности" и создание системы так называемых "исправительно-трудовых лагерей", тотальное упразднение гражданских свобод мысли и слова - таковы наиболее характерные черты советской действительности.

Эти кардинальные переустройства, которые должны были привести к принципиальным, имеющим непреходящее значение позитивным изменениям общества, принесли лишь новые проблемы, более тяжкие, чем те, которые предполагалось решить. Элементарный анализ упомянутых кризисов позволяет установить постоянно действующие факторы, всегда приводящие к одним и тем же результатам.

Во-первых, любые изменения необходимо вводить поэтапно, шаг за шагом. Из этого вытекает необходимость в переходном периоде, во время которого сложившееся положение вещей не приемлемо ни для кого. Однако многие во Франции решили, что с момента свержения монархии светлое будущее уже наступило; они приняли вспышку переходного периода за зарю эры всеобщего благоденствия, не приняв во внимание, что для достижения поставленных высоких целей у них нет ни базы, ни средств, ни навыков. Между возможностями (как экономическими, так и политическими) и устремлениями возникла зияющая брешь, в которую хлынули потоки крови: те, кто провозглашал до революции лозунг "свобода, равенство, братство", установили повсеместно деспотию и террор.

Аналогичная ситуация сложилась и в России, где была предпринята попытка внести кардинальные перемены в общественное устройство. Между предшествовавшим этому периодом и той фазой, когда появляются предпосылки для воплощения мечты в реальность, был необходим переходный, кризисный период. Однако принципиальная невозможность осуществления поставленных большевиками целей стала причиной всеобщего смятения и разочарования, кровавого насилия и массовых казней без суда и следствия, в то время как сами руководители большевистской партии, возможно, изначально и не были кровожадными людьми. И эта попытка немедленно воплотить идеалы в жизнь окончилась неудачей.

Однако закономерность кризиса переходного периода - лишь внешняя сторона явления, суть которого гораздо глубже. Речь идет о необходимости компромисса, без которого не может обойтись ни один общественный строй. Нормальное существование общества, спокойствие и безопасность его индивидуумов обеспечиваются лишь тогда, когда каждый готов поступиться ради всеобщего блага толикой своих желаний и потребностей. И поскольку воплощение в жизнь всех устремлений и реализация всех амбиций каждого из нас в принципе недостижимы, эта уступка обязательна при любом строе и в любом сообществе.

Обычно компромисс, а если необходимо, то и покорность, подчинение, достигаются посредством воздействия - силового, морального или социального, - что вызывает порой негодование части граждан, особенно если от разных групп населения требуют неодинаковых уступок. И с отменой старой системы взаимных уступок при преобразовании общества, в новых условиях должна быть создана новая система компромиссов (причем нова она лишь по отношению к той системе, которую сменила). Иными словами, любая реформа, вправляющая вывихи прошлого, обязательно приводит к новым травмам, поскольку в новом раскладе взаимных компромиссов каждый должен вновь чем-то поступиться. А поскольку дополнительные проблемы мешают каждому, необходимость этого приводит к очередной революционной ситуации.

Таким образом, мы находим две наиболее существенные причины, из-за которых все благие начинания по переустройству общества завершаются полным провалом. Во-первых, в процессе перестройки необходим переходный период, который вследствие неизбежных противоречий, возникающих между желаниями с одной стороны и возможностями их осуществить с другой, неизбежно приводит к очередному кризису. Во-вторых, всякое общество основано на системе компромиссов, и общественные преобразования, какими бы существенными они ни были, не способны искоренить саму необходимость взаимных уступок. Но даже если будет достигнута какая-то договоренность в отношении компромиссов, у людей, вынужденных пойти на это, останется ощущение, что они обмануты и мир по-прежнему плох.

И будет установлена в мире власть Всемогущего

Из всего вышесказанного вытекает следующее: успех или провал идеи усовершенствовать мир зависит от воли человека, поэтому прежде чем найти пути исправления мира, мы должны найти механизмы исправления человека. Духовное становление индивидуума или общества в целом - неизбежный первый этап в процессе исправления мира: ведь прежде чем вносить в него изменения, необходимо подготовить людей к осознанию их необходимости. До той поры, пока человек не убедился в этом и сопротивляется переменам, даже подсознательно, можно смело утверждать, что они неизбежно повлекут за собой очередные кризисы. Но если у него уже есть внутренняя готовность к определенному компромиссу, уступка любого масштаба вообще не будет рассматриваться им в качестве таковой. Приведем в пример коллективизацию, которая в советской России столкнулась с бешеным сопротивлением крестьянства, восстаниями, - и только государственный террор дал возможность провести ее. В израильских же кибуцах обобществление собственности было гораздо более радикальным, но прошло без намека на протест и на добровольной основе - ведь те, кто шел в кибуц, делали это с радостью и желанием, видя в отказе от частной собственности средство для достижения своих идеалов.

Исправить человека - значит воспитать его. Вместе с тем это воспитание не может ограничиваться лишь механической передачей норм поведения в обществе и правил хорошего тона. Такая идеально подходящая для недобросовестных педагогов система, основанная на давлении и принуждении, порождает показуху и лицемерие. Это приводит к тому, что воспитанники, всячески демонстрируя сознательность, при отсутствии контроля и угрозы наказания немедленно сходят на порочный путь. В противовес этому подлинное воспитание ставит своей целью осуществление кардинальных внутренних преобразований самой личности человека, готовя его к тому, чтобы он мог совершенствоваться без помощи со стороны, принимая как должное неизбежные в разных областях жизни "переходные периоды" и компромиссы.

По сути, большинство существующих в мире педагогических систем ограничиваются привитием навыков благопристойного поведения в обществе, базирующемся на ценностях, общепринятых в определенном социальном слое в конкретный исторический период. Любая такая система, основанная на конъюнктурной системе ценностей, порочна по своей природе и решительно непригодна в эпохи кризисов и глобальных перемен. Истинное воспитание зиждется на абсолютных ценностях, не подверженных изменениям, и заключается в систематической и целенаправленной работе над внутренним миром человека, над его душевными качествами; его цель - в предельной концентрации духовных сил людей для поисков абсолютной истины, постижение которой и является для нас конечным благом. Такое воспитание, при условии подлинности религиозного мировосприятия, категорически не приемлющего формы и средства, навязываемые светским окружением, угрозы и общественное давление, помогает человеку проникнуть в суть вещей и различать добро и зло, лежащее в их основе. В тот момент, когда человек начинает выверять окружающий мир Абсолютным добром, - цель его религиозного образования достигнута.

Выше уже говорилось о том, что иудаизм признает существование в мире зла, дающего нам возможность исправлять и усовершенствовать мироздание, на что, собственно, и направлено еврейское воспитание. Изменение самого себя и является первым этапом всех социальных, политических и экономических преобразований на пути к непреходящему совершенству мироздания под властью Всемогущего, к раскрытию Его Абсолютного добра - истинной природы мира.

Институт изучения иудаизма

http://www.judaica.ru/




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100