_

На главную



РОССИЙСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ КОНГРЕСС - ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Евгений Сатановский (Президент РЕК)

Обращаясь к читателю после очередного, третьего съезда Российского Еврейского Конгресса, невольно хочется скаламбурить. На поверхности лежит возможность проэксплуатировать что-нибудь из недавнего прошлого, вроде первомайского призыва "Решения III съезда РЕК - в жизнь"... Но поскольку трудно каламбурить лучше, чем это с нами делает, без особых к тому усилий с нашей стороны, жизнь, обойдемся на этот раз без юмора, а также без сатиры, сарказма и прочих национальных литературных приемов, давших евреям плеяду весельчаков, от Гершеле Острополера до Виктора Шендеровича. Поговорим о Российском Еврейском Конгрессе серьезно.

Будущие историки еврейской общины России конца XX века немало поспорят по поводу того, что из себя РЕК собственно представлял (представляет). Фонд? Лобби? Общественную организацию? В чем стержень его деятельности: в общинной, внутриполитической или внешнеполитической составляющей? На светской или религиозной платформе основаны его достижения и его проблемы? Ответить и трудно, и легко. Трудно, ибо деятельность Российского Еврейского Конгресса многогранна, и число представлений о том, чем он, собственно, должен в первую очередь заниматься, едва ли не превышает число его руководителей и активистов. Легко, ибо эта ситуация абсолютно типична и для евреев как народа, и для России как страны.

РЕК - организация, во-первых, еврейская, во-вторых - российская, то есть русскими евреями построенная по своему образу и подобию. До сих пор никакого консенсуса по поводу еврейских приоритетов вообще и русско-еврейских, в частности, никем достигнуто не было. Более того, как раз отсутствие такового консенсуса является едва ли не главной нашей национальной чертой и традицией. РЕК ей вполне следует.

Подогнать РЕК в его деятельности под стандартные рамки очень трудно. В самом деле. Конгресс собирает деньги и распределяет их, инициирует проекты и программы национального уровня и поддерживает местные начинания, борется с антисемитизмом и налаживает неформальные, но от этого не менее действенные, связи российского еврейства и России в целом с мировой еврейской диаспорой и Государством Израиль. И это не говоря уже о строительстве общинных институтов на местном и национальном уровне внутри страны и лоббировании интересов русских евреев за ее пределами.

По сути, РЕК, в котором представлены все сколь бы то ни было значимые группы евреев России, стал для них тех же, чем было для ишува Палестины в догосударственный период Еврейское агентство, возглавлявшееся Давидом Бен-Гурионом: комбинацией законодательного и исполнительного органа, парламентом и правительством "в одном флаконе".

РЕК действовал методом проб и ошибок, исправляя последние по ходу своей работы. В деятельности этой были свои прорывы и свои неудачи, но именно работа Российского Еврейского Конгресса заложила прочную основу институтов еврейской общины России. Именно благодаря ему окрепли и впервые получили финансирование, не зависящее от благоволения и обычного профессионализма мелких и средних чиновников международных еврейских структур, российские еврейские организации.

Работа эта далеко не закончена, выстраивание отношений подлинно равноправного партнерства российской еврейской общины с мировой диаспорой и Государством Израиль - дело будущего, но основа этого партнерства заложена, и заложена она именно Конгрессом.

Разумеется, РЕК на разных направлениях добился неравнозначных результатов. Как бы нетривиально это звучало, но самым эффектным из них явилась сама по себе продемонстрированная возможность конструктивной работы в течение ряда лет столь разноликого сообщества, как люди, составляющие Конгресс. Говорить о единстве мнений в его структуре столь же бессмысленно, как требовать единства от народа в целом. Может, с кем-то это и возможно, только не с евреями. Однако даже в самые острые периоды несогласия и конфронтации РЕК оставался верен принципу: за столом Конгресса имеют возможность присутствовать и высказываться представители всех групп и организаций, вне зависимости от отношений между ними.

Деятельность Российского Еврейского Конгресса во многом позволила подвести черту под периодом постыдного и прискорбного "еврейского провала" в отечественной версии истории Второй мировой войны. Поддержка организаций евреев - ветеранов и узников гетто и концлагерей, не говоря уже о Праведниках мира, спасавших евреев в годы войны, - не только долг перед прошлым. Возведение на Поклонной горе мемориальной синагоги и комплекса музея Холокоста - знаковое событие в истории новой, посттоталитарной России, столь же важное, как антидиффамация - борьба с сегодняшним фашизмом и внедрение программ по толерантности в российских школах. Россия в этой части пока что далека и от идеала "пролетарского интернационализма", и от буржуазной "толерантности", да и долг перед прошлым еще не уплачен: не захоронены сотни тысяч евреев, уничтоженных фашистами на российской территории в годы войны. Программа обустройства мест массовых расстрелов и увековечения памяти жертв Холокоста подготовлена Российским Еврейским Конгрессом - осталось "только" воплотить ее.

Благотворительность - не только дань старшему поколению, которое отдало стране все и оказалось ей на склоне лет не слишком нужно. Сложилось так, что в России к концу XX века число нуждающихся чрезвычайно велико. К счастью, немало и тех, кто готов взять на себя бремя помощи пожилым, часто одиноким людям, детям-сиротам, просто бедным. Конгресс по мере возможностей поддержал их усилия, причем задолго до того, как это сделали еврейские организации Запада. Отдавая должное их вкладу, нельзя не сказать, что РЕК был и остается намного "ближе к земле", и его благотворительные программы всегда "адресно точны". Сегодняшняя инфраструктура таких признанных лидеров еврейской благотворительности, как, например, "ХАМА", во многом построена благодаря поддержке Конгресса. Система еврейского образования в стране во многом только строится. Но именно деятельность РЕК позволила поставить на прочную основу программу высшего светского образования и науки, не только приступив к "обучению учителей", но и фактически воскресив академическую иудаику в России, некогда одном из лидирующих в этой области государств мира. Именно благодаря Российскому Еврейскому Конгрессу один из лидеров мирового высшего образования, Иерусалимский университет, является сегодня равноправным партнером отечественных еврейских вузов.

Роль Конгресса неоспорима и в том, что научные проекты еврейских вузов Москвы и Санкт-Петербурга, в первую очередь Еврейского университета в Москве, находятся на уровне высших достижений мировой науки, а иудаика прочно заняла место престижной гуманитарной дисциплины. Подъем на такой же уровень школьного образования - дело ближайшего будущего, однако стратегия Конгресса на внедрение в школы сверхсовременных технологий и оборудования, курс на сотрудничество с такими мировыми лидерами в образовании, как ОРТ, представляются чрезвычайно многообещающими.

Молодежные программы Конгресса - еще одни пример если не для гордости, то уж во всяком случае для "чувства глубокого удовлетворения". Студенческий клуб на Фрунзенской набережной - один из лучших в Москве, а московский спортивный клуб "Макаби" стал одной из немногих организаций города, сохранившей лучшие традиции детско-юношеского спорта советских

времен. Две золотые награды, полученные в Сиднее макабистами, - лишь самый свежий пример итогов работы Российского Еврейского Конгресса.

РЕК заложил фундамент строительства общинной жизни в современной России. Поддержка еврейских печатных средств массовой информации позволила сохранить единое информационное поле на громадных пространствах страны. Дополнительные возможности в этой области дал Интернет, и нельзя не упомянуть, что один из ведущих проектов русскоязычного еврейского Интернета - INTERJEWISH CLUB, - финансируется Конгрессом.

РЕК в огромной мере способствовал становлению и укреплению в стране еврейской религиозной жизни во всем ее многообразии: синагоги, общины и объединения ортодоксов, реформистов, хасидов разных направлений поддерживались им в текущей работе. При этом общинное строительство для Российского Еврейского Конгресса зачастую было именно строительством: на счету организации многочисленные здания общинных центров в провинции (в Казани, Челябинске, Ярославле и т.д.). РЕК сыграл одну из главных ролей в финансировании общинного центра ФЕОР в Марьиной Роще, а сегодня полным ходом движется к завершению реконструкция исторического центра еврейской Москвы - поднялся купол над синагогой в Спасоглинищевском переулке, известном поколениям евреев как улица Архипова (знаменитая в советские времена "горка"), и начато возведение по соседству с ней главного общинного центра страны.Этот совместный проект Конгресса и Еврейской общины Москвы должен полностью преобразить и осовременить один из самых известных в мире "еврейских кварталов".

Старая шутка по поводу того, что было первым: курица или яйцо, имеет один неожиданный ответ. Этот ответ - тарелка. На которую можно положить хоть курицу, хоть яйцо, хоть фаршированную рыбу, в случае наличия таковой.

Еврейские организации возникают, работают, спорят о приоритетах, сотрудничают и конфликтуют, зачастую именно в этом видя цель и смысл еврейской жизни. Однако именно РЕК выполняет, помимо прочего, простую и примитивную функцию "тарелки": сбор денег и реализацию собранного в ходе наработанного "хозяйственного механизма", в итоге позволяя еврейским организациям развивать независимую и самостоятельную еврейскую общину России. Примерно 50 миллионов долларов, собранных за пять с половиной лет существования Конгрессом в России и вложенных Конгрессом в Россию, - для Европы или Израиля сумма огромная, а для США-уже нет. Но именно они позволили создать общину, существование которой не зависит от решений, принятых по ее поводу в Нью-Йорке или Иерусалиме. Что и служит единственной гарантией ее будущего. Ибо как не бывает бесплатных завтраков, так не бывает еврейских общин, живущих за чужой счет.

Община эта - русские евреи - непрерывно удивляет наших зарубежных коллег. Тем, что еврейство для нас - это в первую очередь история, культура и в целом цивилизация, а не религия, что еврей - это национальность, и, как следствие, нет проблемы смешанных браков, что вместо ассимиляции евреев мы демонстрируем ассимиляцию "в евреях", а Государство Израиль для нас - не "духовный центр" на правах священной коровы, а сфера практических жизненных интересов каждой семьи, имеющей на "исторической родине" близких и родных.

Община живет не в вакууме. Выстраивая будущее для себя и своих детей, мы выстраиваем его и для страны, в которой все мы живем. На пространстве, поневоле ограниченном возможностями Конгресса - финансовыми и организационными. Но в еврейские благотворительные столовые ходят, как и в еврейские школы, университеты, спортивные и студенческие клубы не только евреи. И не только евреям нужны толерантность в обществе и память о павших. Традицией всей нашей страны было стремление решать только глобальные проблемы, не тратя времени на конкретные "мелочи". Сегодня настало время отстраивать то, что слишком долго не было построено:нормальную жизнь. И для евреев, и для неевреев. Чем и занимается Российский Еврейский Конгресс, вне зависимости от числа проведенных им съездов.

http://www.jig.nm.ru



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки