-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Развлекая Америку. Евреи на экране и в эфире














Луис Майер (в центре), один из основателей и (с 1951 года)глава "Метро Голдвин-Майер"

Если бы организаторы выставки, название которой стало заголовком этой статьи, кроме кино, телевидения и радио охватили еще и музыку, то экспозиция не уместилась бы в стенах Нью-Йоркского Еврейского музея на Пятой авеню.
Действительно, вклад евреев в американскую культуру не поддается измерению. Некоторые исследователи даже считают, что это одна из главных причин ее всемирного распространения в XX веке. Даже просто перечислить всех евреев, отдавших свои талант и энергию мощнейшей в мире индустрии развлечений, - задача невыполнимая. Устроители выставки попытались рассказать о самых значительных...
Спустя буквально несколько лет, прошедших с начала XX века, в Нью-Йорке начали расти как грибы десятки маленьких кинотеатриков -
"никельодеонов", названных так "в честь" пятицентовой монетки - такова была начальная цена одного получасового сеанса. Только в Манхэттене их появилось более ста пятидесяти! Именно тогда и именно здесь кино стало "самым массовым искусством для народа", по сути еще не выйдя из ранней стадии балаганного развлечения. Треть всех "никельодеонов" находилась в районе Нижнего Ист-сайда, где проживало полмиллиона еврейских иммигрантов из Восточной Европы, прибывавших в Америку в конце XIX - начале XX века. Среди тех, кто открыл там кинотеатры, были и будущие основатели американской национальной киноиндустрии Вильям Фокс, Марк Лоев, Адольф Цукор...
Вскоре в крепнущем на глазах кино стали появляться и свои "звезды". Одной из первых всемирно известных стала в 1915 году Теда Бара (Теодесия Гудман), дочка польского еврея, поселившегося в Цинциннати. С нее фактически начался культ кинозвезд и созрел один из экранных образов "женщины-вампа", который она беззвучно создавала на экране до 1926 года.
А в это время в уже довольно развитом и набирающем силу радиовещании вторым языком после английского становится... идиш! С 1920-х годов появляются в стране программы, идущие целиком на идиш, некоторые из них становятся регулярными. Большим успехом у радиослушателей пользовались также юмористические диалоги на смеси двух языков - мамэ-лошн и английского. Это был язык Нижнего Ист-сайда, где прибывшие в Америку восточноевропейские евреи спешили по возможности скорее изучить язык страны, ставшей их домом. Стали широко известны ведущие радиопрограмм на идиш Нахум Стучков, Мойше Ошер, Молли Пикон, а одним из самых любимых радио-"сериалов" стал "Шейнделе-кантор".
Вскоре идиш пришел и в кино. Более сорока полнометражных фильмов на мамэ-лошн (самая большая группа фильмов, вышедшая в Америке не
по-английски) было выпущено с 1930 по 1950 год, и это наглядно продемонстрировало творческое взаимопроникновение культур Старого и Нового Света...
Мощнейший в мире киногигант по имени Голливуд рос и креп в Калифорнии, где солнце светило 365 дней в году. Его фактическими создателями, ставшими наиболее значительными символами американской динамики развития киноиндустрии, стали евреи Сэм Голдвин, Луис Майер ("Метро Голдвин-Майер"), Джесси Ласки, Маркос Лев, Адольф Цукор, Гарри Уоррен ("Уоррен Бразерс"), Дэвид Селзник и другие...
Все это было настолько явно и убедительно, что так называемый "еврейский вопрос", казавшийся чисто европейским детищем, постепенно забрезжил и в благословенной Америке. Одним из первых активных последователей движения так называемого
"нативизма", появившегося еще в 1920 году, стал автомобильный король Генри Форд. Сторонники этого движения предостерегали от "насаждения евреями чуждого влияния в среде англосаксонского большинства" и даже связывали евреев с большевистской революцией...
На выставке можно увидеть и образец листовки той поры, призывающей бойкотировать фильмы, сделанные евреями... Но в отличие от Европы,
особенно Восточной, не все идеи, рождаемые в свободной стране, имели всенародную поддержку...
А тем временем самой известной в Америке становится семья Голдбергов - героев, впервые появившихся еще в радиопрограмме 20-х, затем перекочевавших на сцену, а потом - на телевидение. Героиню - главу семьи Молли Голдберг - вся страна знала и любила более тридцати лет!
Создавшая этот образ актриса Гертруда Берг (имя ее героини, главы еврейской семьи, получилось с помощью приставки Голд - "золотая") была
необыкновенно популярна, ее успех стал основой многих грядущих американских телесериалов.
На выставке можно присесть на диван из еврейской гостиной того времени и посмотреть этот сериал по телевизору - ровеснику дивана... И старые радиопередачи на идиш звучат из таких же старых радиоприемников, что придает этим программам, да и самой экспозиции, настоящий еврейский аромат времени...
В 1927 году, накануне праздника Йом Кипур, в крупнейшем манхэттенском кинотеатре на Таймс Сквер с триумфом демонстрировался первый в истории звуковой фильм "Певец джаза", главную роль в котором исполнил Эл Джолсон - один из кумиров американской публики. Джолсон (Айзик Елсон), как и его герой, был сыном кантора из Санкт-Петербурга, с раннего детства певшим в синагоге и ставшим одной из ярчайших звезд эстрады своего
времени.
Одной из первых крупных "звезд" американского музыкального театра была несравненная Фанни Брайс (Фаня Борах) - дочь иммигранта из Польши, ставшая примой знаменитой труппы театра Зигфелда. Много лет спустя ее образ замечательно воплотила в фильме "Смешная девчонка" другая
еврейская звезда - не менее смешная девчонка из Бруклина Барбра Стрейзанд.
Начиная со второй половины 30-х годов, когда в Европе уже набирал силу гитлеровский режим, масса евреев из Германии и Австрии бежали в
Америку. Это была одна из самых культурных волн в истории американской иммиграции, среди прибывших были и будущие сценаристы, актеры,
режиссеры, продюсеры.
Нельзя сказать, что тревожная информация о событиях в Европе подвигла Голливуд на активную и оперативную деятельность - свое нежелание делать антигитлеровские фильмы многие пытались объяснять тем, что это могло усугубить судьбу европейских евреев. Первым исключением стал выпущенный в 1939 году компанией "Уорнер бразерс" антинацистский фильм "Признание нацистского шпиона", заслуживший критику за его "не столько
американский, сколько еврейский патриотизм". А в 1940 году на экраны вышел фильм "Великий диктатор" величайшего в истории актера и режиссера кино Чарльза Чаплина. В этом своем первом звуковом фильме Чаплин сыграл две главные роли - самого Адольфа Гитлера и его двойника,
еврея-парикмахера Аденоида Хинкеля. Среди всеобщих восторгов по поводу этого фильма прозвучали и обвинения Чаплина в "провоцировании войны с Германией". Интересен факт, что сам Чаплин, не имевший свидетельства о рождении, никогда не настаивал на своем еврейском происхождении, но и никогда его не отрицал. Евреи же во всем мире уверенно считают его своим.
Одним из наиболее популярных актеров американского кино 30-х - 50-х годов ушедшего века был Джон Хартфилд (Джейкоб Гарфункель), выходец из неисчерпаемого нью-йоркского Ист-сайда. Самый значительный из созданных им образов - еврей-боксер, герой фильма "Тело и душа". Хартфилд был всеобщим любимцем, особенно у женщин, и считается первым ыучн героем среди еврейских исполнителей. Он заложил в кино основы образов, успешно воплощенных впоследствии Марлоном Брандо, Джеймсом Дином и другими звездами. Увы, в 1952 году Хартфилд стал жертвой печально известного
Комитета по расследованию антиамериканской деятельности и скончался от инфаркта, не дожив до сорока лет.
Праведная по своей сути борьба с коммунистической заразой фактически началась в 1947 году, но вскоре приняла уродливую форму в лице
деятельности комитета, возглавляемого сенатором Маккарти. Среди первых десяти осужденных деятелей кино ("Голливудская десятка"), в защиту которых выступали многие истинные поборники американской демократии, шестеро были евреями. В результате деятельности Комитета были фактически сломаны многие судьбы - не только тех, кого осудили, но и тех, кто был вынужден давать показания против своих коллег. В 1950-м была выпущена - и продавалась повсеместно за один доллар - брошюра "Красный канал" (Red Channel), в которой был опубликован "черный список" (Black List), ставший черным днем американской истории. Треть всех обвиняемых в коммунистическом влиянии на радио и телевидении, были евреями. Борясь с коммунизмом, Маккарти пользовался его же методами... Хочется верить, что те события навсегда останутся единственными, которых может стыдиться - и стыдится - американская история.
С 1950 по 1954 год самым популярным в стране было телевизионное шоу Show of Shows, успех которого обеспечило участие в нем молодых Вуди
Аллена, Нила Саймона, Мэла Брукса... Не имеет сроков давности для американских евреев удивительная и непреходящая любовь к еврейским комикам братьям Маркс и особенно - к одному из них, Граучо. А к числу "своих" звезд мирового класса - таких, как Кирк Дуглас или Пол Ньюмен,
американские евреи причисляют и Элизабет Тэйлор, принявшую иудейство после брака с одним из своих первых мужей - актером и певцом Эдди Фишером, и Мэрилин Монро, принявшую иудейство, выйдя замуж за известного драматурга Артура Миллера. Одним из самых удивительных в этой категории был добровольно ставший иудеем известный чернокожий певец и актер Сэмми Дэвис.
Согласно голливудской шутке тех лет, когда на вечеринку, где собирались все сливки Голливуда, приходили Элизабет Тэйлор или Мерилин Монро, присутствующие говорили друг другу: "Ша! Ди гоим кумен, редн аф идиш!" (Тихо! Гои идут, говорим на идиш!).
Несмотря на большое внимание, которое уделялось в Америке информации о Холокосте и протестам по этому поводу, наиболее значительными
произведениями, посвященными трагедии европейских евреев, остаются фильмы "Дневник Анны Франк" Стивенса (1959) и "Список Шиндлера" Спилберга (1993), а также его же записанные на пленку рассказы чудом уцелевших свидетелей... Большой резонанс имел в свое время и первый фильм об
Израиле "Эксодус" с участием Пола Ньюмена.
Сегодня невозможно представить себе американское кино, телевидение и радио без евреев - от первых документальных съемок рыбного рынка 1905 года в Нижнем Ист-сайде, которые можно посмотреть на выставке, до сегодняшних, основанных на самых последних достижениях науки и техники творений; от первых идишских радио- и телесериалов до сегодняшнего "Ночного шоу Дэвида Леттермана" или "Шейнфелда", уже несколько лет не имеющего равных по популярности у телезрителей.
Среди авторов лучших фильмов, которыми по праву гордится Америка, - Билли Уайлдер, Эли Казан, Сидней Поллак, Орсон Уэллес (его "Гражданин Кейн" признан лучшим фильмом всех времен и народов)...
Выставка в нью-йоркском Еврейском музее отличается от многих других тем, что, являясь очень интересной и прекрасно сделанной, она еще и внушает необыкновенную гордость, вызванную принадлежностью к народу, вложившему своими умом, энергией и талантом беспрецедентный вклад в развитие и становление культуры величайшей в мире страны - нашей Америки.
Не велит ли нам сам Бог продолжать - в меру своих возможностей - их дело?

Лев Лицин, Нью-Йорк Форвертс

http://russian.forward.com/archive/numer_000404/yidishegas.html







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100