-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


ЕВРЕИ В РОД-АЙЛЭНДЕ XVIII ВЕКА. БОРЬБА ЗА РАВНОПРАВИЕ.

Михаил НОСОНОВСКИЙ (Бостон)

Первые евреи в США.


Уже в XVI веке среди прибывших на американский континент из Испании первых поселенцев, было немало крещенных евреев. Однако открыто исповедoвать иудаизм евреи Испании и Португалии не могли. Первые организованные еврейские общины в Новом Свете появились в начале XVII века в голландских колониях, таких как Суринам (ныне государство на севере Южной Америки), Кюрасао (остров в Карибском море), Ресифия (ныне в Бразилии). Они были созданы потомками испанских и португальских изгнанников, которые в поисках религиозной свободы устремились в Новый Свет. Но и здесь не всегда можно было найти религиозную терпимость. В 1654 г. Ресифия перешла под власть Португалии, там начала свирепствовать инквизиция и евреи были вынуждены искать убежища в других местах.
Часть из них отправилась в Северную Америку, восточное побережье которой было ареной борьбы французских, английских, голландских, испанских и даже шведских колонизаторов. Первая еврейская община на территории современных США возникла в сентябре 1654 г., когда группа из 23 беженцев из Ресифии прибыла на фрегате "Sainte Catherine" в Новый Амстердам (Нью-Йорк), находившийся тогда под властью Голландии. Губернатор Новой Голландии Петер Стивесент (Peter Stuyvesant) был враждебно настроен по отношению к евреям и добивался от голландской Вест-Индийской Компании, которой принадлежали колонии, их изгнания. Он обращался в совет директоров Компании в сентябре 1654 г., указывая, в частности, что евреи, потерявшие имущество в результате ограбления пиратами, могут оказаться обузой для церковных приходов, вынужденных заботится о бедняках:

   ...Прибывшие евреи почти все желали бы остаться здесь, но, зная, что они весьма отвратительны подчиненным магистратам, как    и людям наиболее преданным вам; что епархия также опасается того, что вследствие их нынешнего обнищания они могут стать    обузой в наступающую зиму; ради блага сего слабого и недавно развивающегося места, считаем полезным потребовать от них    дружеским образом покинуть нас. В связи с этим мы молимся со всей серьезностью за себя и за всю нашу общину, чтобы эта    лживая раса - столь ненавидящие враги и богохульники имени Христова - не имела возможности далее наводят сию новую колонию    и чинить проблемы для нее...
В январе 1655 г. представители амстердамской португальско-еврейской общины обратились в совет директоров Вест-Индийской компании с ходатайством в пользу манхеттенских иммигрантов. В петиции указывалось на трудности и потери, с которыми была связано для португальских евреев утрата Голландией колоний в Бразилии. Также говорилось, что жительство и торговлю евреев в колониях позволяют Англия (в Барбадосе) и Франция (на островах Мартиника, Св. Кристофора и других). Что, согласно мюнстрскому мирному договору 1648 г. с Испанией, голландские евреи должны иметь равные права с остальными. И, наконец, что португальские евреи вложили немалый капитал в Вест-Индийскую компанию. Последний довод, очевидно, был решающим. 15 февраля 1655 года совет директоров вынес резолюцию; "Удовлетворить. Они могут жить и пребывать там, при условии, что не станут обузой епархии и компании". Вот какой ответ получил Стивесент от совета директоров в Амстердаме:

   26 Апреля 1655
   Мы желали бы осуществить и выполнить Вашу волю и запрос о том, чтобы новым территориям не быть более наводняемыми людьми    еврейской нации, поскольку мы предвидим все те трудности, которых вы опасаетесь. Однако, тщательно взвесив и рассмотрев    этот вопрос, мы заключили, что это было бы неоправданно и несправедливо, особенно в свете значительных потерь, понесенных    этой нацией, как и другими, в связи с захватом Бразилии, а также в связи со значительным объемом капитала, который остается    вложенным ими в акции компании. Поэтому после подробного рассмотрения мы решили удовлетворить ходатайство, представленное    указанными португальскими евреями о том, что эти люди могут путешествовать и торговать в Новой Голландии, а также жить или    оставаться там, при условии, что бедняки среди них не станут обузой для Компании или приходов, а будут поддерживаемыми    своей собственной нацией. Вы должны принять соответствующие меры...

В 1664 г. Новый Амстердам перешел к Британии и стал называться Нью-Йорк. Численность евреев там оставалась небольшой. они были ограничены во многих правах, таких как возможность заниматься определенными ремеслами, розничной торговлей или построить синагогу. Лишь в 1706 г. в Нью-Йорке была официально создана первая еврейская община "Шеарит Исраэль", а в 1730 построена первая синагога.
Почти одновременно с этим, в 1658 году пятнадцать еврейских семей, как полагают, из Кюрасао, прибыли в Ньюпорт, колония Род-Айлэнд. В 1763 году ньюпортские евреи построили синагогу, которая является старейшей сохранившейся на территории США синагогой. В колониальный период возникли еврейские общины в Чарльстоне (Южная Каролина), Филадельфии, Саванне (Джорджия), Монреале (Канада), Ричмонде (Вирджиния). Ко времени американской революции на территории штатов жило две с половиной тысячи евреев, в основном выходцы из Германии и, в меньшем количестве, сефарды.

Дело о натурализации евреев в Род-Айлэнде.


Род-Айлэнд - самый маленький по территории штат США. Первая европейская колония здесь была основана в 1636 г. английским священником Роджером Вильямсом, который был изгнан пуританами из соседнего Массачусетса за свободомыслие. Вильямс был сторонником принципа свобды совести, считая, что каждый человек имет право на собственное мнение в вопросах религии. Род-Айлэнд со дня своего основания отличался веротерпимостью. Но на евреев эта веротерпимость распространялась не всегда.
В 1656 г. Оливер Кромвель разрешил евреям селиться в Англии, отменив действовавший с 1290 г. запрет. Этого решения активно добивались евреи Амстердама, в частности, амстердамский раввин Менаше бен Исраэль убеждал Кромвеля, что, не позволяя евреям поселиться в Англии, англичане задерживают осуществление библейских пророчеств, признаваемых и евреями, и христианами, согласно которым евреи должны расселиться по всему миру прежде чем наступит мессианская эпоха (а с точки зрения христиан - второе пришествие Христа).
Парламентский указ 1740 года устанавливал, что евреи могут стать гражданами колоний после семи лет проживания там. Гражданство не давало равных прав с христианами, но позволяло без ограничений торговать в пределах империи. Несмотря на этот указ, некоторые колонии отказывали евреям в натурализации. В 1762 году два еврейских купца, Аарон Лопез и Исаак Элизер подали прошение о натурализации в Род-Айлэнде. Верховный суд отказал в их петиции.
Вот что писал в своем дневнике член Верховного суда, впоследствии президент Йельского Университета христианский ученый-гебраист преподобный Эзра Стилес:
Петиция г-д Аарона Лопеза и Исаака Элиэзера, лиц, исповедующих еврейскую религию, просящих о натурализации на основании акта Парламента, принятого на тринадцатый год правления его величества Георга Второго, была надлежащим образом изучена, как и указанный парламентский акт. Суд придерживается единодушного мнения, что указанный акт парламента был мудро предназначен для увеличения числа жителей на плантациях. Но эта колония уже настолько перенаселена людьми, что многие добропорядочные подданные Его Величества, рожденные в ней, покинули ее и поселились в Новой Шотландии и других местах. Таким образом, петиция не соответсвует назначению указанного закона.
Более того, из предоставленной колонии Хартии вытекает, что полноценное и свободное исповедание христианской религии и желание распространения таковой были господствущими целями, ради которых колония была создана. Также согласно принятому в 1663 г. закону никакое лицо, не исповедующее христианской веры, не может быть свободно допущено в колонии. Таким образом суд единогласно отклоняет указанную петицию, как абсолютно не соответствующую принципам, согласно которым была основана колония, и действующему ныне закону.
Несмотря на традицию веротерпимости в Род-Айлэнде, ни Верховный Суд, ни Законодательное собрание не согласились натурализовать этих двух евреев, и они вынуждены были искать гражданства в других колониях. Элиэзер был натурализован в Нью-Йорке в 1763 г., а Лопез - в Массачусетсе в тот же год (он стал первым еврем, получившим гражданство в этом штате). Лопез впоследствии стал одним из крупнейших морских торговцев в колониях. Из записок Стилеса следует, что он, как и многие другие жители колоний, полагал, что евреи никогда не станут полноправными гражданами. Британский парламент в 1753 г. принял закон о предоставлении евреям Британии гражданства, но через год этот закон был отменен. Окончательная эмансипация евреев в Британии происходит лишь в XIX веке.

Синагога Туро в Ньюпорте.


Еврейская община, возникшая в Ньюпорте в 1658 г., первые десятилетия была крайне малочисленной не имела синагоги. Она было построена только в 1763 году по проекту архитектора Питера Харисона. По конструкции синагога напоминала сефардскую синагогу в Амстердаме. Как и в большинстве сефардских синагог, бима вынесена в середину зала, а сидения расположены с трех сторон вокруг. Синагога получила название Туро (Touro) по имени первого раввина Исаака Туро.
Будучи одним из самых больших залов в Ньюпорте, синагога служила во время Войны за независимость и в конце 18 века местом заседаний Городского совета и Верховного суда Род-Айлэнда. В 1781 г. Джордж Вашингтон присутствовал здесь на заседании Генеральной Ассамблеи штата. В 1790 г. Дж. Вашингтон получил приветственный адрес от старосты синагоги и главы местной масонской ложи Мозеса Зайксаса (Moses Seixas). Ответом было знаменитое письмо Вашингтона "К еврейской общине Ньюпорта", ставшее манифестом религиозной терпимости в США:

Джентельмены! Получив с большим удовлетворением ваше письмо, преисполненное выражениями преданности и уважения, я счастлив возможности ответить, что всегда храню благодарную память о сердечном приеме, который я испытал во время моего визита в Ньюпорт от всех классов граждан. Воспоминания о трудных и опасных днях прошлого скрашиваются сознанием того, что они сменились днями необычной безопасности и процветания. Если мы обладаем мудростью, чтобы найти наилучшее применение полученным нами теперь преимуществам, мы не можем избежать под управлением справедливого и добропорядочного правительства того, чтобы стать великим и счастливым народом.
Граждане Соединенных Штатов Америки имеют полное право гордиться собой за те примеры великодушной и либеральной политики, которые они продемонстрировали человечеству, примеры, достойные подражания. Все обладают в равной мере свободой совести и правами граждан. Ныне это более не простое выражение терпимости, при котором один класс людей предоставлял другому право воспользоваться их неотъемлимыми правами. К счастью, правительство Соединенных Штатов, которое не предоставляет санкции предрассудкам и содействия притеснениям, требует от тех, кто живет под его защитой, только чтобы они проявляли себя добропорядочными гражданами и предоставляли ему в случае необходимости свою действенную помощь. Не соответствовало бы прямоте моего характера, если бы я не отметил, что польщен вашей благосклонной оценкой моей администрации и искренними пожеланиями моего процветания. Пусть же потомки сынов Авраама, обитающие в этой стране, продолжают ощущать добрую волю всех жителей, ибо каждый да пребудет в безопасности под собственным виноградником и смоковницей, и никто не должен быть ему угрозой. Да озарит Отец милосердный наш путь светом, а не тьмой, и сделает нас всех при наших ремеслах полезными здесь в подобающее время и подобающим образом, и постоянно счастливыми.
Дж. Вашингтон

В начале XIX века ньюпортская община, состоявшая прежде из нескольких сот человек, постепено сходит на нет. Регулярные богослужения в синагоге возобновились лишь с возрождением общины в середине столетия.
Синагога Туро в Ньюпорте. Picture by WGB

В 1946 г. здание было объявлено национальным историческим памятником. В синагоге Туро, принадлежащей местной еврейской общине, проводятся экскурсии, там часто проходят бар-мицвы и другие мероприятия. Ньюпорт находится в 45 минутах езды от Бостона.
Итак, в этой статье мы сравнили отношение к евреям на американском континенте трех разных относительно терпимых администраций: голландской Вест-Индийской Компании, британских колониальных властей и первого президента США. Лишь американская революция и принятие Конституции привели к окончательной эмансипации евреев.

Литература.
J. Marcus. The Jews in the Medieval World. - Cincinnati, 1990.
Encyclopedia Judaica, статьи "Newport", "New York City", "United States of America".

Статья опубликована с любезного разрешения журнала "Заметки по еврейской истории"

http://rjews.net/berkovich/




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100