-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Брачные отношения: исторический взгляд

Клод Ситбон

По массовости уход евреев из стран Северной Африки можно сравнить с изгнанием в 15-16 веках испанских и португальских евреев с Иберийского полуострова. Они не подвергались систематическим преследованиям, не пережили ни инквизицию, ни нацистские лагеря смерти. Основной мотив их эмиграции - создание государства Израиль. И все же их бегство остается в истории неоднозначным социальным событием. В "плавильном котле" интеграции в израильском обществе на грани гибели особые черты культуры и традиций североафриканских евреев...
В последние годы появился ряд публикаций, посвященных традициям этой группы евреев. Среди них - книга опубликованная издательством имени Ицхака Бен-Цви "Источники истории евреев в мусульманских странах", ктубот, изданные и аннотированные Аврамом Аттали и Йосефом Арири. Об этих ктубот (брачных контрактах) и пойдет речь в этой статье...

Брачные контракты португальских евреев Туниса с 1754-го по 1917-й год, когда началась гражданская регистрация браков, сохранились в десяти томах, где записи расположены в хронологическом порядке. Второй (1788-1824) и пятый (1854-1873) тома были опубликованы в 1989 и переведены на иврит в 1991 году. Последний из изданных томов - четвертый (1843-1854).

Ученые долго полагали, что эти реестры бесследно исчезли. Их удалось обнаружить только, как это часто бывает в научном мире, благодаря случайному стечению обстоятельств.

Эти тома - замечательный документ, раскрывающий интереснейший мир восточной еврейской общины.

Немного истории. В конце 16-го века потомки беглецов с Иберийского полуострова осели в Пизе и в Ливорно. Стоящее во главе крупнейшего итальянского княжества семейство Медичи весьма благосклонно относилось к евреям.. 10 июня 1593 года Фердинанд Первый, князь Тосканы, родственник Медичи, издал билль о правах, впоследствии названный "Ливорнина", призывая иностранцев, в первую очередь - евреев, селиться в портовых городах Италии, где они могут свободно исповедовать свою религию.

В начале 17-го века коммерческие связи побудили евреев двинуться в Тунис. При этом они сохранили торговые отношения с теми, кто остался в Италии - их поддержка играла важную роль в финансовом процветании новых тунисцев.

Оберегая свое единство, которое проистекало из их общего исторического прошлого, "ливорнские" евреи Туниса, в соответствии с местным указом от 30 августа 1685 года, определили себя как "нацию".

Вначале ливорнцы жили в еврейском гетто, называемом хара, вместе с местными евреями. Однако со временем перенаселенность стала для них невыносимой. Свою роль сыграло и различие в уровнях образования двух еврейских общин, что вызывало со стороны местных евреев некую подозрительность.

В 1710 году Туэнса (местные) евреи и Грана (ливорнцы) разделились. Это фактическое разделение было официально утверждено в 1741 году, когда раввины двух общин издали эдикт, который разрешал Грана вести дела в отдельных религиозных судах, иметь собственные мясные лавки и даже собственную часть кладбища, которое было отделено до 1944 года.

В течение 19-го века, по мере прибытия новых волн иммигрантов из Италии, а после установления французского протектората в 1881 году - особенно, социальное, экономическое и культурное напряжение между двумя общинами чрезвычайно усилилось. Туэнса встречала французов с распростертыми объятиями.

Тем временем, Грана продолжала оказывать поддерживать тесные отношения с Италией. При всяком событии, культурный и финансовый статус Грана позволял им укреплять административную организацию общины. Это весьма нагладно отражено в реестрах брачных контрактов.

Реестр состоит из 233 контрактов, составленных членами раввинского суда португальской общины Туниса (Грана). Их лексика отражает западный испанский стиль с тунисскими нюансами. Термины, которые появляются в контрактах, отражают декреты Толедо. Их стиль сохранялся и в Ливорно. Но Грана добавляли в свои контракты и то, чего не было в ктубот Туенсы: осуждение полигамии, постоянство брачного соглашения и наследственные распоряжения.

Наряду с именами жениха и невесты и их родителей, каждый брачный контракт содержит имена свидетелей, раввинов и мирских градоначальников, еврейские и грегорианские даты. Подписи ставятся на иврите или "латиницей". На некоторых ктубот (если кто-то из родственников знаменит) приводится и его родословная.

233 брачных контракта за одиннадцать лет... Это - свидетельство, что португальская община Туниса вела еврейский образ жизни. Их регистрация дает обширный материал, документирующий еврейские имена, размеры приданого, раскрывающий родственные связи, взаимоотношения между супругами и их семьями, особенности обычаев.

Эти реестры, которые хранились в архивах общины, дают возможность ученым проследить эволюцию персонального статуса мужей и жен. В нижней части контрактов судьи отмечали изменения: расторжение браков, смерть одного из супругов, размеры выплаченного наследства...

Информации о положении пары до женитьбы в контрактах нет. Но есть некоторые подробности о статусе невесты на момент составления ктубы: Указывалось, если она была вдовой или разведенной, а также приводились детали относительно ибума (левиратного брака, когда брат умершего бездетным супруга должен был жениться на его вдове) или халицы (когда брат покойного освобождает бывшую жену умершего брата от обязанности выйти за него замуж).

Как и в предыдущих томах, из этого тома ясно, что большинство свадеб назначали на канун праздников Песах и Суккот. Видимо, это было обусловлено традицией собирать в праздники всех родственников, всю семью.

Брачные контракты - надежный, ценный и уникальный источник, который обогащает наши знания о португальской еврейской общине, дает возможность глубже понять ее традиции. Их публикация - значительный вклад в религиозную и социальную науку Израиля.

Гаарец

EVREY.COM

http://evrej.org/think/


сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100