-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ВОСПОМИНАНИЯ ДОКУМЕНТЫ

Анна Спон (Самара)

История еврейской благотворительности в Самаре

Самара - не Самария. Житель Самары - не самаритянин, а самарец. Это Средняя Волга, центр России.

Сто лет живут евреи в Самаре. Надо же когда-то рассказать об этих годах надежд и одиночества, веры и разочарований. Одна из самых восточных точек европейской диаспоры, очень мало известная.

Итак, евреи в Самаре живут больше 100 лет . Благодаря самарскому юристу Якову Львовичу Тейтелю многие евреи в конце XIX века получили пресловутый вид на жительство в этом городе. Кто-то должен был помочь им, бежавшим из Белоруссии, Украины от погромов. Кто? «Именно я», - говорил этот праведник, улыбаясь. Почему? «Ничего не поделаешь, диктатура сердца». «Первый еврей» - так называли в Самаре Я.Л.Тейтеля, прослужившего в губернии более 25 лет судебным следователем. Ему суждено было стать «еврейским покровителем» в этих бескрайних местах.

В те времена в Самаре вид на жительство евреи, получали на основании справки, привезенной с собой из-под Голутвина, Бельц, Умани о владении ремеслом сапожника, портного, лудильщика. Получив «вид», люди face=Arial занимались в Самаре, чем хотели. К поселившимся евреям приезжали из еврейской черты оседлости родственники, знакомые. Таким образом, сложилась довольно большая еврейская колония. Евреи оживили этот край. Первый пивоваренный завод построен был евреями, экспорт пшеницы из Самары за границу взяли на себя евреи. Всем этим занимались мнимые «ремесленники», на которых в благодарность за пользу, принесенную ими краю, часто составлялись протоколы о выселении их, за неимением права на жительство, в связи с несоответствием занятий. Тейтель умел уладить и спустить дело на тормозах. Тейтель был первым из евреев Самары, который делал многое «бэ итнадвут», то есть бескорыстно.

К 1897 году Самара насчитывала 90 тысяч населения, евреев было 1327 человек.

Ввиду своей малочисленности евреи в Самаре держались наиболее сплоченно и оказывали друг другу всяческое содействие.

Слово «хитнадвут», корнем которого является «надав», встречается в ТАНАХе 13 раз, дважды в Торе и 11 раз в Книгах пророков. В библейский период это слово имело двойной смысл:

face=Arial

1) «благорасположенное» дарение, когда евреи должны были построить Ковчег Завета во время их пребывания в Синайской пустыне;

face=Arial

2) люди, которые по «доброй воле» отправлялись на войну против врагов Израиля.

В обоих случаях понятие «добрые дела» неразрывно связано с душой человека, с его чувствами. Комментаторы Торы считали, что поступки добровольцев характеризуются двумя особенностями: прежде всего, они совершаются по доброй воле, то есть без принуждения. Во-вторых, инициатива в этом случае идет «от сердца», потому что именно чувства, эмоции побуждают человека действовать. В современности «добрыми делами» именуются денежные и имущественные пожертвования, а также способ действий человека (добровольная работа) во имя достижения благородной и важной в его глазах цели.

Движение «митнадвим» в дореволюционной Самаре было чрезвычайно распространенным явлением еврейской жизни. Местные евреи неоднократно обращались к Самарскому губернатору с прошением об открытии своих школ, различных благотворительных и просветительских обществ, для поддержания и просвещения наиболее бедных слоев еврейского населения. В городском архиве сохранились некоторые материалы об этом.

Так, еще в 1882 г. самарские евреи пытались открыть в Самаре еврейскую больницу, о чем в документах канцелярии Самарского губернатора сохранилось "дело". В деле имеются сведения о том, что 15 октября 1882 г. проживающая в Самаре группа евреев в количестве шести человек подала губернатору Самарского уезда прошение об устройстве, открытии и содержании на свои собственные средства face=Arial ( выделено мною -А.С.) в городе Самаре больницы для бедных еврейских семей. Больницу намечалось открыть на улице Николаевской (ныне ул. Чапаевская) в доме, взятом в аренду у самарского мещанина Тяжева. «В числе еврейских семейств, преимущественно отставных, рядовых и ремесленников, проживающих в Самаре, - говорилось в прошении, - некоторые настолько бедны, что не имеют возможности лечиться. Мы, нижеподписавшиеся, согласились на своем иждивении учредить и содержать людей, врачей, питание и лекарства».

В числе лиц, составивших это прошение, были известные еврейскому обществу люди, такие как инженер-технолог П.П.Зелихман, гражданский инженер Я.Ш.Шефтель, а также самарские купцы М.А.Чаковский, О.П.Вайнберг, А.Д.Мовшович, И.М.Левинский, которые и изъявили готовность пожертвовать свои средства на устройство и открытие больницы.

Зам.губернатора граф Толстой, рассмотрев прошение, сообщает свое мнение губернатору. По мнению графа Толстого, причиной ходатайства об открытии особой еврейской больницы было только стремление евреев к обособленности от остального общества. «Евреи в данном случае просят, казалось бы, немного, выражая свою заботу о страждущих, но если им. будет разрешено открыть еврейскую больницу, они широко внедрятся в жизнь нашего общества и все приберут к своим «алчным рукам».

Это мнение графа Толстого сыграло роль. Еврейская больница в Самаре в 1882 г. так и не была открыта, сведений об ее открытии и дальнейшей деятельности в документах не имеется.

После неудавшейся попытки самарских евреев открыть в Самаре свою больницу, они долгое время не решались подавать местному губернатору каких-либо ходатайств. Спустя более четверти века, в апреле 1909 г., они все-таки подали ему прошение об открытии в Самаре благотворительного еврейского общества. В числе лиц, подавших это прошение, были известные в Самаре врачи и юристы: доктор А.М.Гринберг, его брат, присяжный поверенный И.М.Гринберг, доктор М.Л.Карасик, самарский купец А.И.Хорош и инженер-технолог П.П.Зелихман, один из авторов ходатайства об открытии еврейской больницы в Самаре. Ими был разработан устав этого благотворительного общества, который они просили самарского губернатора утвердить, а после утверждения - передать одному из составителей, присяжному поверенному И.М.Гринбергу. Самого устава в архивных документах не имеется. face=Arial

В июне 1909 г. самарским губернатором проект этого устава был рассмотрен и передан самарскому губернскому поверенному по делам об общественных присутствиях для окончательного решения и регистрации. Однако, придравшись к тому, что в уставе оказались нарушены требования о запрещении участия в деятельности этого общества посторонних лиц, не имевших к нему никакого отношения, а также не было указано местонахождение общества, прошение об открытии самарского еврейского благотворительного общества губернатором было отклонено, а проект устава возвращен его учредителям.

Но несмотря на то, что ни больница, ни благотворительное общество официально не были открыты, евреи Самары исполняли важнейшие заповеди, игравшие чрезвычайную роль в жизни еврейских общин того времени. В Самаре были созданы специальные добровольные организации «Хаварот». Наиболее важными из них являлись:

«Хевра Кадиша», занимавшаяся захоронением мертвых, «Хеврат бикур холим», отвечавшая за посещение больных людей, уход за ними и оказание им поддержки в трудное для них время, «Бейт лехем», занимавшаяся в будни сбором хлеба и хал в богатых домах с тем, чтобы пожертвовать их нуждающимся людям в Шаббат и праздники. Важнейшим благотворительным учреждением являлся «Бейт тамхут», в котором питались нищие евреи г. Самары. Все эти дела выполнялись добровольцами на средства, собранные в счет пожертвований.

В 1903 г. самарские евреи решили построить синагогу. Земля была куплена на ул. Николаевской, ныне ул. Садовой, 41. «Сооружение сего здания обойдется в 50000 рублей и будет исполнено на средства добровольных пожертвований прихожан-евреев г. Самары», так писалось в прошении. Проектировщиком и строителем здания синагоги был гражданский инженер Зельман Вениаминович Клейнерман. Но не только одному Клейнерману обязаны евреи Самары своей, одной из красивейших в Европе, синагогой. Много усилий приложили члены хозяйственного правления - П.П.Зелихман, В.М.Боберман, М.А.Чаковский, С.А.Вайнштейн и многие другие, бескорыстно вложившие средства, знания и силы в открытие синагоги, которое состоялось в 1908 г.

К началу 1909 г. самарские евреи имели хорошо налаженные связи со столичными евреями, которые, проживая в С.-Петербурге, открывали различные еврейские общества и распространяли их деятельность по всей России, открывая в губернских городах свои отделения. Так, еще летом 1908 г. в С.-Петербурге было образовано благотворительное общество. 16 сентября оно было зарегистрировано С.-Петербургским особым городским отделом по делам об общественных присутствиях и внесено в реестр обществ г. С.-Петербурга. Общество имело своей целью распространение среди евреев знаний о значении «благих дел». Оно состояло из попечителей, благотворителей, членов-соревнователей и сотрудников. В пожизненные почетные члены избирались лица, известные своими добрыми делами или оказанием общине особых услуг. Для всех членов общества был установлен порядок уплаты членских взносов. Так, члены-попечители вносили ежегодно по 500 рублей, почетные члены -

по 250 рублей, члены-благотворители - по 50 рублей, члены-соревнователи - по 3 рубля и сотрудники - по 50 копеек. Если член-попечитель в течение пяти лет подряд вносил ежегодно по 500 рублей, ему присваивалось звание пожизненного члена-попечителя.

В сентябре 1909 г. канцелярия С.-Петербургского градоначальника уведомила самарское отделение по делам об общественных присутствиях об открытии в Самаре отделения С.-Петербургского благотворительного общества. Получив это уведомление, Самарский губернатор запросил С.-Петербургского градоначальника прислать список членов самарского отделения этого общества. В списке было около 30 человек. Среди них известные еврейские врачи, фармацевты, юристы, техническая интеллигенция, купцы и просто мещане. Среди наиболее известных в списке значились: доктор А.М.Гринберг, его брат - присяжный поверенный И.М.Гринберг, инженер-технолог П.П.Зелихман, землемер М.З.Трил, самарские купцы Г.Б.Коган, Н.С.Аппель и А.М.Боберман. Под их покровительством были открыты общества «Хеврат ахнасат капа» - помощь бедным молодоженам в приобретении основных предметов домашнего хозяйства и принадлежностей для хупы, а также «Хеврат ахнасат орхим», то есть поиск ночлега для приезжих, не имеющих средств оплатить свое пребывание в гостинице.

В это же время была открыта в Самаре библиотека-читальня - в квартире присяжного поверенного З.М.Фрейдмана - на ул. Садовой, 59. Библиотека была собрана на деньги евреев-жертвователей с правом выдачи на дом книг, газет и журналов на идиш и древнееврейском языках.

Общество устраивало курсы еврейских знаний, а также курсы и беседы для тех, кто занимается благотворительностью. В декабре 1911 г. Самарское отделение благотворительного общества было закрыто в связи с закрытием С.-Петербургского общества.

В 1915 г. , в самый разгар Первой мировой войны, в Самаре был образован «еврейский комитет помощи жертвам войны». Его учредителями являлись самарский купец Е.Я.Вайнштейн, возглавивший в 1913 г. Самарское face=Arial отделение общества распространения просвещения среди евреев России, и доктор медицины А.С.Шоломович. 26 августа 1915 г. они подали самарскому губернатору прошение об открытии в Самаре такого комитета в связи с предстоящим приездом большого количества беженцев, значительную часть которых составляли евреи, нуждающиеся в помощи.

Существующий в то время лазарет для больных и раненых воинов, учрежденный самарской еврейской общиной, испытывал большие финансовые затруднения, так как у общины не хватало средств для его содержания. 31 августа 1915 г. самарский губернатор дал свое согласие на открытие этого комитета. «Мною разрешено по ходатайству купца Е.Я.Вайнштейна и доктора медицины А.С.Шоломовича, - говорилось в ответе губернатора, - учредить в Самаре Еврейский комитет помощи жертвам войны». Этим комитетом была оказана помощь (в выдаче пособий) ста еврейским семьям, приехавшим из Витебска в Самару, в их числе и купцу 2-й гильдии К.Л.Дзялюшинскому. Дальнейшей переписки о деятельности комитета в архивных документах не имеется.

Таким образом, из всех попыток самарских евреев создать в Самаре благотворительные общества только две увенчались успехом - Самарское отделение С.- Петербургского благотворительного общества и Самарский Еврейский комитет помощи жертвам войны. Но их неистребимое чувство сплоченности, поддержки и взаимопомощи (создание различных «хаварот»), их горячее желание помочь бедным еврейским семьям через организацию различных благотворительных обществ и комитетов заслуживают внимания.

С приходом коммунистического режима, старательно и последовательно уничтожавшего все формы еврейского национального существования, традиции «митнадвим» (волонтерства) разрушаются. Однако, полностью их искоренить не удалось. Для многих подвижников бескорыстное служение людям, оказание им помощи оставалось важным делом, отказаться от face=Arial которого они не могли. Евреи Самары помогали друг другу найти кров и работу, помогали самым страждущим, а страждущих в Самаре было много. В годы гражданской войны и в особенности вскоре после нее сюда, на берега Волги, потянулись евреи-переселенцы из украинских и белорусских местечек и городов. Благодаря НЭПу Самарская губерния не только быстро оправилась от катастрофического голода 20-х годов, но стала одним из самых изобильных и благополучных краев провинциальной России. Со временем многие евреи перезнакомились друг с другом, поддерживая более слабых, жили очень дружно. Большинству из них старожилы-евреи помогали найти работу и кров.

И вот грянула война. В Самару опять нахлынула волна эвакуированных евреев. Среди них было много западных евреев, как правило, многодетных. Первое, что они искали в городе - это синагогу. Благо, синагога в Самаре (старая, построенная кантонистами) действовала всегда. Им помогали занять пустующие подвалы домов или устраивали в семьи. И несмотря на то, что у многих евреев были небольшие комнаты-коммуналки, они пускали к себе своих эвакуированных соплеменников.

В годы войны с фашизмом возник Антифашистский комитет - добровольческая организация, получившая широкое признание во всем мире. Комитет сыграл большую роль в консолидации мирового еврейства перед лицом фашистской опасности. Еврейский Антифашистский комитет, куда вошли и активно работали известные представители еврейской национальной интеллигенции, ободрял еврейский народ, возвращал ему надежды и силы.

Национальный дух добровольного служения своему народу ярко проявился в 1948 г. Образование государства Израиль вызвало новый всплеск национальных качеств у евреев СССР. Многие бывшие воины Красной Армии пришли в военкоматы с просьбой послать их в Палестину воевать за национальную Родину. Историки затрудняются оценить масштабы этого истинно добровольческого движения лучших сыновей еврейского народа и назвать число добровольцев. Среди этих добровольцев был и самарский студент, ныне ученый Л.А.Финк. Существует точка зрения, что «Дело врачей» было ответом Сталина на этот национальный порыв, неожиданно открывший солидарную связь советских евреев с евреями всего мира. Сталинские лагеря прошел и Финк, об этом им написана и издана в Самаре книга «И одна моя судьба».

В годы войны синагога была центром всей еврейской жизни Самары. А сердцем и душой этого центра был староста самарской синагоги Исаак Нотович Либерман. Времена были нелегкие, а он переживал, что синагога разрушалась, брошенная на произвол судьбы. А главное - были еще и обездоленные старые люди, которым нужно помочь. Без помощи со стороны властей, на скромные пожертвования прихожан Либерман устроил небольшую столовую «для бедных» при синагоге. В синагоге отремонтировали печь, были созданы условия для выпечки мацы. Вырученные деньги шли и на столовую, и на бедных.

В 50-60-е годы жил в Самаре, вошедший в энциклопедию Самарской области «юродивый» больной еврей Пиня Гойфман. Опекали и любили его все евреи города. Многие евреи Самары устанавливали очередность, в какой день и у кого обедает Пиня. Частым гостем он был и в нашем доме. Помню, как мама старалась накормить его повкуснее. А когда его приглашали на Шаббат, то стелили белую скатерть. Относились к нему очень бережно. Спал он в синагоге. Как отмечают историки, составлявшие энциклопедию, «никогда он не нищенствовал и не голодал».

Я была свидетелем того, как моим родителям сообщили знакомые из Тбилиси, что в Самаре, в тюрьме по политическим убеждениям сидит ученый Исаак Клейн (потом выяснилось, что сидел он вместе с А.Д.Сахаровым). Я видела, как мои родители готовились навещать его в тюрьме (в то время это было небезопасно), готовили объемистые вкусные передачи. Когда его освободили, родители купили ему необходимые вещи, а их друзья помогли с покупкой билета. Согласитесь, что в 60-70-е, да и в 80-е годы духовным поступком было сохранение еврейского имени, запись о своей национальности в паспорте, а изучение иврита или соблюдение религиозных традиций - подвигом.

И вот прошло время... Несколько лет тому назад, прогуливаясь с мужем возле дома, я увидела машину социальной службы. Из ее вышла женщина с оборудованием для инвалидов, зашла в соседний подъезд... Мне сказали, что неподалеку живет одинокая пожилая еврейка. Я решила непременно с ней познакомиться... У нас завязалась дружба. У неё не легкая судьба, она потеряла мужа и сына. Я покупала ей лекарства, приносила литературу. Когда мы приезжали с дачи, то непременно заносили ей цветы, овощи и фрукты. Забота о ней, Лидии Иосифовне Скляровой, стала неотъемлемой частью нашей жизни.

А потом судьба нам подарила еще одну подопечную. Мой сын женился и получил квартиру, где поселилась рядом на площадке еще одна одинокая еврейка -Евгения Самуиловна Рабинович. Всей семьей мы начали опекать и ее.

Почему я об этом рассказываю? Сейчас я понимаю, что это мы делали не задумываясь. Так надо, так делали наши родители, и, значит, это правильно. Я мало что знала тогда о волонтерстве, не знала, что, помогая этим старушкам, я вносила какой-то и свой вклад в общественную жизнь.

В последние годы вместе с политическими, экономическими, социальными преобразованиями в стране стали меняться формы и содержание добровольческого движения. Оно постепенно возвращается к традиционным общинным формам, разумеется, с учетом особенностей различных территорий, темпов восстановления национального самосознания. Однако неизменным остается основной принцип вклада добровольцев в общинную жизнь: готовность оказать посильную безвозмездную помощь тому, кто сейчас в ней остро нуждается, оказать ее искренне, используя свои знания, умения, навыки, опыт, время и силы.

Если присмотреться повнимательнее, мы все постоянно и повсеместно делаем это - навещаем заболевших, помогаем престарелым и немощным, участвуем в общественных мероприятиях. Мы остаемся верными нашему национальному принципу - «все евреи ответственны друг за друга» - и хотим, чтобы у каждого нуждающегося был друг, который готов ему помочь, а каждый, кто готов помогать другому, знал, что его воодушевление и энтузиазм нужны людям.

Добровольцы не получают за свой труд денег, их вознаграждением является чувство удовлетворения от выполненной работы, признание окружающих, теплые дружеские отношения.

Существует множество различных видов добровольческой деятельности. Безвозмездная помощь человека человеку - наиважнейшая. Именно в ней и заключается работа большинства волонтеров. Волонтеры своей деятельностью в области социальной работы не только облегчают людям бытовые трудности и поддерживают их в нелегкое время - они пробуждают в своих подопечных интерес к национальной жизни. Ведь нередко именно они, волонтеры, первыми идут навстречу людям, попавшим в непростую жизненную ситуацию, и именно они. в конечном итоге, становятся для таких людей проводниками на пути к еврейской общинной жизни, к осознанию своей принадлежности к еврейскому народу, его культурным и религиозным традициям.

Многие самарские волонтеры - люди разного возраста и профессий, отдающие все свои силы и время другим, которые в них очень нуждаются. Для многих из них волонтер является единственной связью с внешним миром, с общиной. Думаю, что волонтеры, работающие в Хэседах, нашли для себя ответ на вопрос: «Что значит быть евреем?»

Наступило время, когда работа и самарского Хэседа выстроена в последовательную систему. На добровольных началах оказываются различные услуги, среди которых: предоставление нуждающимся медицинского оборудования, уход на дому, помощь в питании, проведение культурных программ в рамках общинного клуба. Помимо непосредственного участия в оказании помощи добровольцы выполняют и другие функции: членство в Совете центра «Хэсед», безвозмездная работа в качестве консультанта или куратора работы других добровольцев.

Волонтеры всегда в работе: кто-то сделает мелкий ремонт, кто-то принесет еврейскую газету или журнал, пострижет и сделает красивее, кто-то напомнит о себе добрым словом. И вот - разглаживаются морщинки, появляется улыбка на лицах евреев, убеленных сединами. Даже в самую трудную минуту волонтер постарается вдохнуть надежду в того, кто ее теряет.

Прослеживая и изучая все этапы жизни еврейской общины г. Самары, изучая лица, факты, документы, мы видим, что основной канвой в еврейской общинной жизни являлось движение «митнадвим». Евреи всегда помнили о своей вере, помогали и поддерживали друг друга в нелегкие времена, заботились о стариках и детях. С пониманием относились к бедным слоям еврейской общины, пытаясь их поддержать. Традиции «доброй воли», безвозмездного труда на благо других людей занимали важное место в жизни еврейского народа.

Евреи уезжают из России, но не все. И эти, оставшиеся, хотят осознать себя евреями, а потому стремятся сделать как можно больше для своего народа.

Мне бы искренне хотелось вложить все свои знания и силы в жизнь еврейской общины Самары. Я поняла, что жизнь еврея подчинена его обязанностям. Моя мечта - чтобы в Самаре был светлый просторный «Хэсед», где были бы все условия для успешной, плодотворной работы. Я мечтаю о прекрасном геронтологическом центре для евреев Самары, где люди могли бы получить все для продления их полноценного долголетия, где бы царило добро и понимание, где было бы понятно значение мысли: «Все, кто принадлежат народу Израиля, отвечают друг за друга».

Мне хочется закончить словами «Олам Хэсед Ибанэ» - Милосердие спасет мир!

Корни



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100