-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ

      История еврейской общины Нижегородского Поволжья сравнительно коротка - чуть больше полутора веков. Причина в том, что вся Центральная Россия не была регионом традиционного проживания евреев. С конца XVIII века, после присоединения к России белорусских, украинских, литовских и восточно-польских земель с многочисленным еврейским населением, иудеи-купцы 1-ой и 2-ой гильдии, высококвалифицированные ремесленники, временно посещали и торговали на Нижегородской ярмарке. Постоянное еврейское население появилось в регионе с 1840-ых годов в результате призыва рекрутов-иудеев на военную службу по указу Николая I. Как правило, "николаевские солдаты" оставались на жительство в тех самых городах, где когда-то несли службу, и стали здесь мещанами или купцами. Им-то и принадлежит честь создания нижегородской еврейской общины (от 300 человек к 1850г. до 3 000 человек к 1913г.)
      Центральным институтом общины была синагога ("митнагедская" или "литовская", со службой по нусаху "ашкеназ"), которой руководило хозяйственное правление: староста ("габай"), ученый ("талмид-хахам"), казначей ("нееман"). Интересы властей представлял избранный евреями казённый (общественный) раввин, подотчетный губернскому правлению и МВД. При синагоге действовали погребальное общество ("хевра кадиша"), религиозное училище ("Талмуд-Тора"), благотворительное общество. Такая структура способствовала укреплению общины, на рост которой не смогла повлиять политика государственного антисемитизма, погром 1884г. на Нижегородской ярмарке, предпогромные ситуации в 1905-1907гг.
      Духовный облик общины определялся её социальным составом: предприниматели, состоятельные ремесленники, дипломированные специалисты (врачи, инженеры, фармацевты, юристы). В силу этого, при всех симпатиях к антимонархическому освободительному движению, большинство нижегородских евреев не принимали непосредственного участия ни в революционной, ни в сионистской деятельности.
      Первая мировая война, революция и гражданская война(1914-1920гг.) породили волну беженцев. Нижегородская губерния приняла свыше 15 тысяч евреев Западного края, изменивших социальный облик общины и сделавших её более радикальной. Политика советского режима по отношению к евреям была двойственной, с одной стороны, ликвидировались общинные институты, пропагандировался атеизм, подрывались традиционные экономические отношения; национально-политические движения оказались под запретом, а их лидеры были репрессированы. С другой стороны, советы были единственной властью, осудившей антисемитизм и боровшейся с погромами, что и вынудило евреев к поддержке новой власти. В 1920-е годы (период "нэпа") нижегородское еврейство попыталось восстановить общинную жизнь, вернувшись к традиционным занятиям, однако с конца 1920-ых годов происходит непрерывное ухудшение их положения. К 1938 году синагоги и клубы, были ликвидированы национально-просветительские общества, прекратилось школьное образование на идиш.
      Некоторый рост численности еврейского населения в регионе происходит в начале 1930-ых годов за счет приезда молодежи на "стройки первых пятилеток" (в их числе - Горьковский автозавод). Однако этот рост был сбалансирован убылью в результате массовых репрессий 1937-1938гг., которым подверглись в числе прочих нижегородцев и евреи - "выходцы с территории враждебных государств" (Польша, Прибалтика, Манчжурия).
      Вторая мировая война вызвала новый поток беженцев, часть из которых осела на жительство в регионе Поволжья, но весь послевоенный период с точки зрения демографии характеризуется неуклонным уменьшением доли евреев в населении Нижегородской (в 1932-1990гг. - Горьковской) области. Происходившие ассимиляционные процессы не смогла компенсировать небольшая иммиграция евреев с Украины в 1950-1970-е годы. Общая численность еврейского населения области падала с 20 до 12 тысяч человек. В этот период появились некоторые неофициальные возможности соблюдения предписаний иудаизма (не зарегистрированные "миньяны", прекращение преследований их руководителей). Победы Израиля в войнах с арабами обратили взоры евреев к исторической Родине. Период 1980-х годов следует рассматривать как начало национального возрождения, результатом которого к концу ХХ века стала "большая алия" и становление традиционных форм еврейской культурной жизни.


сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100