Реклама на IJC |
|
Реклама на IJC |
|
|
ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ История еврейской общины Нижегородского Поволжья сравнительно коротка - чуть больше полутора веков. Причина в том, что вся Центральная Россия не была регионом традиционного проживания евреев. С конца XVIII века, после присоединения к России белорусских, украинских, литовских и восточно-польских земель с многочисленным еврейским населением, иудеи-купцы 1-ой и 2-ой гильдии, высококвалифицированные ремесленники, временно посещали и торговали на Нижегородской ярмарке. Постоянное еврейское население появилось в регионе с 1840-ых годов в результате призыва рекрутов-иудеев на военную службу по указу Николая I. Как правило, "николаевские солдаты" оставались на жительство в тех самых городах, где когда-то несли службу, и стали здесь мещанами или купцами. Им-то и принадлежит честь создания нижегородской еврейской общины (от 300 человек к 1850г. до 3 000 человек к 1913г.)
Центральным институтом общины была синагога ("митнагедская" или "литовская", со службой по нусаху "ашкеназ"), которой руководило хозяйственное правление: староста ("габай"), ученый ("талмид-хахам"), казначей ("нееман"). Интересы властей представлял избранный евреями казённый (общественный) раввин, подотчетный губернскому правлению и МВД. При синагоге действовали погребальное общество ("хевра кадиша"), религиозное училище ("Талмуд-Тора"), благотворительное общество. Такая структура способствовала укреплению общины, на рост которой не смогла повлиять политика государственного антисемитизма, погром 1884г. на Нижегородской ярмарке, предпогромные ситуации в 1905-1907гг.
Духовный облик общины определялся её социальным составом: предприниматели, состоятельные ремесленники, дипломированные специалисты (врачи, инженеры, фармацевты, юристы). В силу этого, при всех симпатиях к антимонархическому освободительному движению, большинство нижегородских евреев не принимали непосредственного участия ни в революционной, ни в сионистской деятельности.
Первая мировая война, революция и гражданская война(1914-1920гг.) породили волну беженцев. Нижегородская губерния приняла свыше 15 тысяч евреев Западного края, изменивших социальный облик общины и сделавших её более радикальной. Политика советского режима по отношению к евреям была двойственной, с одной стороны, ликвидировались общинные институты, пропагандировался атеизм, подрывались традиционные экономические отношения; национально-политические движения оказались под запретом, а их лидеры были репрессированы. С другой стороны, советы были единственной властью, осудившей антисемитизм и боровшейся с погромами, что и вынудило евреев к поддержке новой власти. В 1920-е годы (период "нэпа") нижегородское еврейство попыталось восстановить общинную жизнь, вернувшись к традиционным занятиям, однако с конца 1920-ых годов происходит непрерывное ухудшение их положения. К 1938 году синагоги и клубы, были ликвидированы национально-просветительские общества, прекратилось школьное образование на идиш.
Некоторый рост численности еврейского населения в регионе происходит в начале 1930-ых годов за счет приезда молодежи на "стройки первых пятилеток" (в их числе - Горьковский автозавод). Однако этот рост был сбалансирован убылью в результате массовых репрессий 1937-1938гг., которым подверглись в числе прочих нижегородцев и евреи - "выходцы с территории враждебных государств" (Польша, Прибалтика, Манчжурия).
Вторая мировая война вызвала новый поток беженцев, часть из которых осела на жительство в регионе Поволжья, но весь послевоенный период с точки зрения демографии характеризуется неуклонным уменьшением доли евреев в населении Нижегородской (в 1932-1990гг. - Горьковской) области. Происходившие ассимиляционные процессы не смогла компенсировать небольшая иммиграция евреев с Украины в 1950-1970-е годы. Общая численность еврейского населения области падала с 20 до 12 тысяч человек. В этот период появились некоторые неофициальные возможности соблюдения предписаний иудаизма (не зарегистрированные "миньяны", прекращение преследований их руководителей). Победы Израиля в войнах с арабами обратили взоры евреев к исторической Родине. Период 1980-х годов следует рассматривать как начало национального возрождения, результатом которого к концу ХХ века стала "большая алия" и становление традиционных форм еврейской культурной жизни.
|
|
Самые читаемые страницы сегодня
|
|
|
|